За что боролись?

С момента свержения режима Саддама Хусейна многие наблюдатели высказывали предположение, что у власти в Ираке могут оказаться радикально настроенные исламские лидеры. В первую очередь имелись в виду, конечно, шииты, коих большинство в Ираке. Руководители шиитских организаций, в общем-то, никогда не скрывали своих симпатий к Ирану,  в связи с чем высказывались предположения, что Ирак может пойти по иранскому пути. Похоже, эти прогнозы начинают сбываться.
Временный управляющий совет Ирака принял решение об обязательном использовании законов шариата в гражданских судах. РИА «Новости», ссылаясь на иракскую газету «Ас-Сабах», отмечают, что отныне все процессуально-правовые вопросы в судебных инстанциях страны, связанные с заключением и расторжением брака, регулированием семейных и родственных отношений, наследованием, разделом и передачей имущества будут осуществляться исключительно на основе мусульманского права.
Вместе с тем, газета не уточняет порядок судебного решения аналогичных вопросов в будущем для немусульман, которые составляют примерно три процента населения Ирака.
В связи с этим стоит отметить, что подобные недосказанности могут привести к большим проблемам в будущем. Ведь шариат регулирует не только нормы личной и религиозной жизни мусульманина, но и управление исламским государством. Существует много правил, касающихся немусульман, которые называются "димми" (dhimmi), и к которым следует относиться как к завоеванным и порабощенным народам. Димми считаются гражданами второго сорта и должны придерживаться ряда ограничений, направленных на то, чтобы закрепить их статус. Они должны платить специальный налог, называемый "джизйа" (jizya). Следует ли из этого сделать вывод, что нечто подобное будет происходить и в Ираке?
Можно возразить, что неукоснительное соблюдение норм шариата в настоящее время невозможно. Ни в одной мусульманской стране мира не руководствуются полным сводом законов шариата. Даже в Саудовской Аравии и Иране нормы шариата действуют лишь частично (хотя за вероотступничество в этих странах полагается смертная казнь – в полном соответствии нормам традиционного права).
Тем не менее, Ирак готов сделать первый шаг к созданию исламского государства. Собственно говоря, в этом нет ничего плохого и в каком государстве жить иракцам – решать им самим. Но возникает вопрос: как нормы шариата будут сочетаться с намерением Вашингтона сделать из Ирака «свободную и демократическую страну»? Следует полагать, что мы станем свидетелями интересного эксперимента – гибрида демократии западного образца и шариатского судопроизводства…

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить