«Чистый лист» остался незаполненным

Визит и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе в Москву вряд ли можно считать началом новой страницы в российско-грузинских отношениях. Впрочем, сама г-жа Бурджанадзе заявила, что считает "прорывом" переговоры с Владимиром Путиным. Следует ли ожидать после этих слов, что отношения между двумя странами действительно изменятся в лучшую сторону или слова главы грузинского государства не более чем дань вежливости?
На сегодняшний день в отношениях между двумя государствами скопилось столько проблем, что для их решения потребуются многие годы. Пожалуй, трудно припомнить государство, с которым у России было бы столько противоречий, как с Грузией. Это, конечно, очень печально, но такова реальность.
Наиболее острые вопросы хорошо известны:
1) визовый режим, введенный Москвой как ответ на поддержку Тбилиси чеченских сепаратистов;
2) российские базы на территории Грузии;
3) отношения Тбилиси с автономиями, фактически ориентированными на Россию;
4) задолженность Грузии за поставку электроэнергии.
Впрочем, последний пункт пока не особенно важен — по политическим соображениям. Российский посол в Грузии Владимир Чхиквишвили в начале декабря заявил в интервью телекомпании "Рустави-2", что Москва не намерена пока поднимать вопрос об оплате долгов. По словам посла, это одно из проявлений поддержки Грузии Россией.
Ничем другим, кроме как политическими соображениями, подобную благотворительность не объяснишь — достаточно вспомнить, как поступают энергетики с должниками в самой России...
Что касается визового режима, то Нино Бурджанадзе говорила в Москве о его упрощении, а не об отмене. Конечно, трудно поднимать вопрос об отмене визового режима, когда буквально за несколько часов до прилета и.о. президента в Москву, Сергей Ястржембский продемонстрировал паспорта убитых в Чечне боевиков с грузинскими туристическими визами. Правда, Нино Бурджанадзе в ответ заявила, что визы были поставлены в 2001-2002 годах и нынешние власти не имеют к ним никакого отношения. Хотя недавняя история с визитом Бориса Березовского показала, что в Грузию по-прежнему может приехать кто хочет и когда хочет... Так что если Москва в ближайшее время отменит визовый режим, то это будет по крайней мере неразумно.
Относительно российских военных баз на территории Грузии также не было сказано ничего нового. Стороны остались при своем — Тбилиси настаивает на скорейшем выводе российских войск, Москва в ответ заявляет, что этот процесс займет не менее 11 лет. Российские генералы не хотят повторения событий начала 90-х годов, когда войска из Германии выводились в чистое поле. А замначальника Генштаба Юрий Балуевский вообще предложил Грузии поучаствовать в финансировании военных городков, баз и складов для хранения оружия. Стоит ли говорить, что Тбилиси не в состоянии взять на себя подобные обязательства?
И, наконец, еще один "раздражитель" - отношения Грузии с автономиями. Хотя какие это "автономии"... Может быть, только Аджария, да и та после свержения Шеварднадзе не спешит налаживать отношения с тбилисским "триумвиратом". Грузинские власти неоднократно обвиняли Россию в поддержке сепаратистов. Москва, в свою очередь, эти обвинения отвергала. Владимир Путин недавно заявил, что Россия выступает за территориальную целостность Грузии, чем несказанно обрадовал Нино Бурджанадзе.
Но с другой стороны, как именно будет восстановлена территориальная целостность Грузии — совершенно неясно. Подавляющее большинство жителей Абхазии и Южной Осетии — российские граждане. Тбилиси декларирует готовность начать переговоры с абхазским и южноосетинским руководством. Но это сейчас, до выборов. А что будет после 4 января? И тем более, если президентом станет Михаил Саакашвили, который пока не очень-то проявил себя как дипломат. Скорее, наоборот... Между тем, глава Южной Осетии Эдуард Кокойты в интервью газете "Время новостей" заявил, что республика рассчитывает войти в состав Российской Федерации и в Москву уже направлены "соответствующие документы".
В общем, если вспомнить призыв Нино Бурджанадзе начать строить отношения с Россией "с чистого листа", то приходится констатировать, что пока на этом листе ничего не написано. Сделан только первый, предварительный шаг. Ситуация может резко измениться после президентских выборов в Грузии, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. В этих условиях России совершенно ни к чему выдавать авансы новому руководству Грузии. Потому что нет никакой уверенности, что эти авансы будут возвращены.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить