Воздастся ли дающему?

Несколько дней назад я стал свидетелем весьма злободневного спора: как относиться к нищим, подавать или не подавать? Обсуждение было жарким, а его результат слегка удивил: 80% спорщиков категорически были против побирушек. Причем обвиняли бродяг во всех смертных грехах, от "разграбления России" до грязи на улицах.

Власть боролась с попрошайничеством во все времена (кое-кто даже говорит, что это вторая древнейшая профессия), но не всегда успешно.

Сергей Пинчук, замначальника приемника-распределителя УВД г. Екатеринбурга:
- И сейчас всего два нормативных документа - приказ №140, датированный маем 1970 года, и Указ президента РФ №1815 от 2.11.93 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества". Максимум, что можно применить к бродягам, - это задержать на 10 суток до выяснения личности. Если человек не в розыске, то мы не имеем права его задерживать дольше, приходится отпускать.

Да и за что наказывать человека, если он не совершил никакого преступления, а лишь ведет образ жизни, отличный от окружающих. Однако такое положение вещей совсем не означает, что на бродяг, а особенно гастролирующих, махнули рукой.

Сергей Пинчук:
- Когда задерживаем цыган, то обязательно проверяем их на причастность к преступлениям, не в розыске ли они. Делаем запросы даже в базы данных Москвы, Таджикистана. Пока не проверим, они сидят в приемнике. Потом мы их выдворяем за пределы области и предупреждаем, что если повторно попадетесь, то будете сидеть долго и упорно. Это действует - пугаются и предпочитают не возвращаться, по крайней мере, в этом сезоне.

Кроме того, бродяги чутко реагируют на отношение к ним окружающего мира. Например, сейчас все пришлые люля (таджикские цыгане) "путешествуют" только с паспортами и предпочитают не связываться с криминалом, если не считать мелкого воровства. Да и не нужно им это - по самым скромным подсчетам цыгане зарабатывают попрошайничеством от 4 до 8 тыс. рублей в месяц! Наши доморощенные бичи тоже довольствуются собиранием бутылок на очередную дозу "огненной воды". И, похоже, такой жизнью вполне довольны.

Сергей Пинчук:
- За шесть месяцев этого года приемник-распределитель помог найти работу 56 бродягам. Фактически устроились 27! Когда им предлагаешь помочь найти работу, они отвечают: "А зачем мне это надо? И так хорошо". Некоторые бабули на паперти вообще отдают свою пенсию сыну или дочери, а ей, мол, Бог подаст.

Инна Каточикова, психолог, директор психологической консультации (тел. 70-49-19):
- На тех, кто подает милостыню, влияют четыре фактора: 1. Количество очевидцев, которые присутствуют рядом в этот момент: чем больше, тем лучше. 2. Подражание. Если вы видите, что кто-то уже оказывает помощь, то вы с большей вероятностью присоединитесь к этому процессу. 3. Люди более склонны оказывать помощь, когда они не спешат. 4. Личностные черты каждого также влияют на вероятность помощи.

С наступлением лета в крупных российских городах появляются новые люди. Они приходят таборами, смуглые, неопрятные, и садятся на наших улицах с протянутой рукой. Их убогость демонстративна, а просьба о помощи назойлива.

Инна Каточикова:
- С психологической точки зрения человек, который попрошайничает, выступает в детской позиции, жалобной, униженной, слабой, "позиции снизу". Человек дающий занимает позицию сверху, это властная позиция "хочу - дам, хочу - не дам". А поскольку если "я даю", то мне приходится лишаться чего-то своего, может быть, кровно заработанного, поэтому я отдавать не буду.

Помимо брезгливости любой бродяга подспудно вызывает настороженность. Во-первых, грязный - мало ли какую инфекцию можно подцепить. Во-вторых, отщепенец - вдруг украдет кошелек или сумку. Наконец, в-третьих, бродяга - человек из другого мира, а непонятное всегда пугает. В Екатеринбурге в последнее время достаточно и "своих" нищих, однако "гнев народный" почему-то пал именно на приезжих.

Инна Каточикова:
- Мы сравниваем себя с окружающими нас людьми. Понятно, что никому не хочется входить в образ нищего, бомжа или попрошайки. Но, хотим мы того или нет, люди, которые нас окружают, и мы в том числе, представляем собой лицо нашего общества. Большинство людей понимает, что перестроить это общество невозможно, что благополучие государства должно складываться из благополучия каждого члена этого государства.

Подавать или не подавать нищим - личный выбор каждого. Замечать или не замечать их тоже вправе каждый. Вот только перекладывать на бродяг ответственность за свою беспросветную жизнь или, наоборот, виниться за то, что не подаешь, не стоит. Ведь просить или не просить милостыню - это тоже выбор. Личный выбор человека.

Юрий Созинов, "Наша газета" (Екатеринбург)

Обсудить