Шахтёры-смертники знали о грозящей катастрофе (подробности трагедии)

Трагедия в Новошахтинске произошла день в день с годовщиной другого страшного события, потрясшего Россию — "Норд-Остом". Но аварию на шахте все сравнивают почему-то с "Курском" и Кармадонским ущельем. Не стоит искать параллелей, все несчастные люди несчастливы по-своему... В недолгой истории России нового тысячелетия это уже 11-я авария на шахтах страны.
"Авария произошла в четверг в 16.50, когда вода прорвала отработанный пласт "Несветайский К2-1", — рассказывает главный технический инспектор труда Ростовского теркома Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Анатолий Горин. — Там собралось 30 миллионов кубометров воды, которая прорвала стенки шахты на глубине 54,5 м. Горняки в это время работали на пласте, расположенном на глубине 700 м.

Огромный водяной вал ринулся в скиповый ствол. Отсюда на специальных приспособлениях уголь доставляют на поверхность. Водопад из гигантского подземного озера заблокировал людей под землёй. Первоначально в шахте находился 71 человек — горнорабочие, машинисты электровозов, горномонтажники, рабочие очистительного забоя, электрослесари, инженерно-технические работники".

По рассказам очевидцев, клеть с одним человеком начала прыгать вверх-вниз. Кое-как её смогли остановить, шахтёра вытащили и откачали. Выехать из шахты во время аварии удалось лишь 15 горнякам, работавшим рядом с подъёмником. илу подземной стихии лучше всего проиллюстрирует тот факт, что 14-тонный угольный электровоз бросало по тоннелю, словно щепку...

Кстати, двух работников в тот день хранила судьба: по каким-то своим причинам они не спускались в шахту. Ещё шесть человек выехали наверх до аварии, а двое работали на поверхности. Таким образом, в четверг ночью в шахте оставалось 46 человек.

Шахтёрская солидарность

Друзья и приятели оставшихся внутри шахтёров ежедневно собираются возле "Западной-Капитальной".

- У меня лучший друг в шахте остался и ещё два приятеля, — рассказывает Игорь Рубанов, утирая слёзы, — я тоже раньше там работал, пару месяцев назад уволился.

- А у меня два соседских пацана, — вступает в беседу пожилой горняк Эдуард Нарконас, почти всю свою жизнь отдавший шахте. Он принадлежит к династии шахтёров, все мужчины в его роду работали в шахте. — Разные ситуации случались со мной, с друзьями и близкими, работавшими в шахте, вон в 1957 году семь человек погибло, но такого ещё не было. Вода затопила шахту в течение пяти минут, ещё нужно найти людей, в панике они могли разбежаться в разные стороны.

Известно, что шахтёры принадлежат к одной из самых дружных профессий. К шахте "Западная-Капитальная" ежедневно приходили не только приятели пропавших, но и шахтёры, лично их не знавшие. Каждый готов помогать всем, чем сможет, ради этого, собственно, и шёл туда.

На всякий случай возле административного здания шахты ежедневно находился повышенный наряд охраны. Но поговорив о том, что об шахтёров в очередной раз вытерли ноги и за это безобразие обязательно нужно кого-нибудь поставить к стенке, трудяги расходятся — ожидаемых беспорядков не произошло, шахтёрам не до того, каждый понимает: он мог быть вместе с ними. В маленьком городке шахта — единственный источник заработка, и, несмотря на то, что все знают об аварийном состоянии шахт, ежедневно продолжают туда спускаться.

- Вон, все начальники наши понаехали на иномарках, и не стесняются, — показывает на машины мужчина, недавно уволившийся с "Западной-Капитальной". — А шахта, между тем — банкрот. Недавно шахтёр Лазарев умер, так гроб не на что купить было. У меня под завалом друзья остались, — сам себя прервал он.

- А раньше-то наша шахта считалась самой лучшей в Ростовской области, передовой, — вспомнил шахтёр Александр Ростворов, — и труд шахтёра тогда ценился, нас к героям приравнивали. Потом перестройка, всё сошло на нет...

В то же время трагедию вовсю используют в политических и иных целях. Возле шахты несколько дней крутился благотворительный фонд из "Глории джинс". Широко улыбаясь журналистам, безотлучно находился местный депутат — Владимир Катальников. Политики все хором говорят, что руководство шахты должно ответить. Спикер Селезнёв аж из Литвы призвал кого-нибудь наказать. Теперь политические очки на трагедии начнут зарабатывать все, кому не лень. А ведь если бы состоянием шахт озаботились немного раньше, то не пришлось бы теперь назначать виноватых, названивать по телефону Путину и Шойгу, экстренно выделять из бюджета дополнительные средства. Отпуска прерывать тоже не пришлось бы.

Звонок "с того света"

Пока вся страна возле экранов телевизоров жадно ловила последние новости о ходе спасательной операции, уйма людей трудилась, проводя эту самую операцию, шахтёры вдруг объявились сами собой: позвонили диспетчеру и сообщили свои координаты. Недаром пословица гласит: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Произошло просто чудо, благодаря которому выжили 33 человека. Весь световой день в субботу спасатели занимались их подъёмом наверх. Первая фраза одного из шахтёров: "Дайте стакан водки!".

Другой поблагодарил спасателей за помощь и спокойно пошёл восвояси, медики его еле догнали. Грязные, мокрые, слегка в шоке (специально для них из Ростова прибыл известный психиатр Александр Бухановский), но, слава Богу, живые.

Начальник поисково-спасательного отряда МЧС РО Андрей Худяков утверждает: "Если бы шахтёры так хорошо не знали шахту, или просто растерялись, вряд ли бы они теперь были в безопасности". Похоже, что не найдись они сами собой, быть бы им сейчас в числе пропавших.

После этого внутри шахты продолжали оставаться ещё 13 человек.

Пострадавшие спасатели

Почти с самого начала операцией по вызволению шахтёров руководил заместитель министра МЧС РФ Александр Москаленко. Спасателям пришлось особенно тяжело: многие из них не спали по несколько дней, к тому же подвела температура — ночью уже наблюдаются заморозки. Кроме того, из строя выбыло три человека: пережив в шахте кислородное голодание, два спасателя попали в больницу, ещё один — в реанимацию.

То, что во время проведения спасательной операции выбыло три человека, руководители старались не афишировать. Вроде как стыдно спасателю признаваться в том, что он слаб, как и любой другой человек, и так же может пострадать. Кислорода в "Западной-Капитальной", согласно замерам, было 17,5%, это очень мало. Осознав, что жизни спасателей угрожает опасность, их в срочном порядке стали поднимать из шахты.

Оставшиеся внутри шахты

Переживать беду особенно тяжело, когда рядом кто-то радуется. Глядя, как люди, вместе с которыми они дежурили возле шахты "Западная-Капитальная" в течение двух суток, обрели своих мужей и сыновей, родственники тринадцати ненайденных горняков сравнивают это чувство с пыткой. Работал с ними медицинский психолог новошахтинской психиатрической больницы Николай Борзенко — единственный специалист этого профиля на весь Новошахтинск.

Несмотря на то, что каждый час близким доносили информацию о ходе спасательной операции, и сами они видели, что работы эти не прекращаются ни на минуту, родственники горняков продолжали питаться домыслами, исходящими от окружающих. "Возможно, это связано со спецификой маленького шахтёрского городка, где больше привыкли жить слухами, чем официальной информацией", — утверждает Николай Борзенко.

Все эти дни в административном здании находился отец Владимир — настоятель Свято-Никольской церкви города Новошахтинска. Пытался присутствовать на заседаниях штаба, руководящего спасательной операцией, но его оттуда попросили. Неугомонный батюшка в воскресенье возле ствола шахты провёл молебен за здравие. И после возвращения 33 горняков пресс-секретарь губернатора Кирилл Житенёв счёл нужным даже вынести священнику от администрации благодарность, правда, пока только в устной форме, некогда, мол, сейчас с грамотами носиться.

Не будет грамоты и американским шахтёрам, которые через газету "Daily News" выразили солидарность и призвали всех молиться за спасение донских шахтёров. Хотя вряд ли им нужна эта грамота...

Спасательную операцию по прокладке "Тоннеля надежды" планировалось закончить рано утром во вторник. Однако сначала оказалось, что пласт земли несколько больше, чем думали изначально. А затем и вовсе объявили об ошибке в расчётах при прокладке тоннеля.

Говорят очевидцы

После того, как прозвучал "звонок с того света" и 33 шахтёра из "Западной-Капитальной" сообщили опешившим спасателям о том, что они живы, их вытащили наружу и поместили в ЦГБ № 1 города Новошахтинска. И хотя со спасёнными шахтёрами не давали пообщаться даже родственникам, корреспонденту "Седьмой столицы" удалось побеседовать с некоторыми из них и из первых уст узнать, каково оказаться внутри затопленной шахты.

Рассказывают Владимир Миненко и Алексей Иванченко:

- Около 17.30 выключилось электричество, как раз новый директор недавно спустился в шахту. Он сказал, чтобы все выезжали наверх. Мы пошли к клети, и вдруг навстречу вода, но идти-то всё равно надо. Всех кидало по сторонам, породу вымывало, она попадала в глаза, нос...

Дошли до выхода, а дверь заклинило. Она никак не поддавалась, мы стали её выбивать. Не получилось, отправились назад — искать запасной выход. Двое из наших пошли другим путём, что с ними стало потом, я не знаю, пропали люди...

Идём: везде вода, перемычки прорвало, тыкаемся в разные двери, но всё залито. Набрели на бункер, поднялись по ступенькам и решили переждать. 15 человек нас было, коренных только двое, остальные из Шахт. Если бы кто-то сорвался в воду, унесло бы — такой силы поток был. Но паники не наблюдалось, только шок какой-то. Ребята — молодцы, выдержанные, хорошо держались. Хотя был один человек, который панике поддался. Это слесарь Сергей, фамилия — Ткаченко, кажется. Мы шутили, поддерживали друг друга, а он всё время молчал. По очереди мы проверяли уровень воды. По два человека ходили. Он пошёл с напарником, а потом тот вернулся один и сказал, что Сергей его бросил и отправился сам искать выход. Пропал человек тоже...

Как нас пытались спасти, мы слышали, потом что-то взрывали, газ пошёл. Мы начали задыхаться. Каждый шахтёр должен иметь "самоспасатель", но у нас некоторые потеряли их, водой смыло. Где-то штук десять на всех осталось. Когда стало совсем невмоготу, один открыли и стали по очереди дышать...

Есть не хотелось, а вот пить — жутко. Собирали конденсат со стен. В шахте курить нельзя, но, конечно, курят потихоньку. У нас были промокшие сигареты. Мы пытались сушить их на зажигалке, но ничего не вышло, тогда стали класть табак под язык и жевать.

Чуть позже вода начала спадать и в пятницу, часов в 4-5 утра, мы вновь предприняли попытку добраться до ствола шахты вплавь. Добрались, а клети завалены. Но ствол открыт, значит, решили мы, вытащат. Стучали по трубам, но спасатели нас не услышали.

Там мы и встретились со второй группой шахтёров из 19 человек, они сидели выше нас. У одного из них была с собой шахтёрская телефонная трубка — ну, знаете, наверное, тяжёлая такая, килограммов 13 весит. Мы стали искать кабель, куда её подсоединить, нашли провода.

В субботу часов в 9 утра мы дозвонились диспетчеру и рассказали, где находимся... Наверх поднимались долго, потому что работала только инспекторская будка, а в неё больше четырёх человек не помещается.

После того, как дозвонились, веселее стало. Пошли разговоры о том, что классно бы сейчас сала покушать под самогоночку. Домашние такие разговоры. Домой очень хотелось, но к родственникам нас не подпустили. В машине "скорой" дали по сигарете, а в больнице налили по стакану водки. Выпить жутко хотелось.

Серьёзных травм у наших не было, лишь отравление отходами взрывчатого вещества и переохлаждение.

Голос у Владимира Миненко сорвался:

- А я больше всего боялся, что внука не увижу.

Пока разговаривали, к Алексею Иванченко всё-таки прорвалась молодая жена с маленьким сыном. Уронив огромные сумки с продуктами на пол, она бросилась мужу на шею и в голос заплакала: "Ах ты паразит этакий!". Сынишка молча прижимался к коленям отца.

Другая шахтёрская жена в больнице кричала: "Как хочешь, а в шахту я тебя больше не пущу!".

Человеческие чувства вполне понятны, только вот в Новошахтинске шахтёрская работа - единственный источник заработка. Не исключено, что, немного отойдя от шока, все эти горняки вновь вернутся к своей работе и вновь будут рисковать каждый день жизнью ради жалких грошей, выплачиваемых с полугодовым опозданием.

А на шахте "Западная-Капитальная" на самом видном месте — лозунг: "Мастер! За несчастный случай ты несёшь полную ответственность!".

Автор: Валерий Подорожный

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ ЗАПЛАНИРОВАННАЯ КАТАСТРОФА?

Катастрофа в шахте "Западная-Капитальная" в городе Новошахтинске не является случайностью. Её причина — недостаточные усилия по обезвоживанию соседних шахт, на которых в течение длительного времени не производились тампонажные работы, необходимые, чтобы избежать скопления воды. Кроме того, сама шахта находилась в аварийном состоянии. О том, что рано или поздно её затопит, было известно давно. Тем не менее трагедия произошла.

С первого дня аварии на шахте "Западная-Капитальная" возникал вопрос: кто ответит за то, что случилось? Прокуратура Ростовской области завела уголовное дело по статье 216, ч.2 УК РФ — "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия". Но кого привлекать по этой статье? Нового директора шахты Василия Авдеева? Но он ещё и одного дня толком не успел проработать, тем более вникнуть во все проблемы доставшегося ему производства. К тому же он сам — пострадавший. Старого директора — Владимира Стоянова? Он вовремя ушёл со своего поста и, как поговаривают, именно из-за того, что знал: дела идут плохо, новая авария не заставит себя долго ждать. Руководство управления "Ростовуголь"? Там такая же история: прежний руководитель в этом году трагически погиб, а нынешний только осваивал хозяйство.

Авария 23 октября стала второй на шахте "Западная-Капитальная" в этом году. В феврале там также произошёл прорыв грунтовых вод. К счастью, в тот раз людей в забоях не было. Тогда государственная комиссия основной причиной аварии также признала неудовлетворительное состояние соседних законсервированных шахт, на которых долгое время не проводились работы по отводу грунтовых вод.

После первой аварии специалисты Санкт-Петербургского ВНИИМа провели исследования и выдали заключение о том, что работать под землёй в этой шахте нельзя. В отчёте были даны конкретные рекомендации по модернизации всего производства и едва ли не предсказание-прогноз, когда может произойти следующая катастрофа.

Однако, в связи с критическим финансовым положением шахты, рекомендованные работы никто не вел. С трудом мотивировали последствия февральской аварии. По утверждению сотрудников "Ростовугля", в течение двух лет на шахту не тратилось ни единой копейки.

Поэтому в том, что размыв тампонажных креплений рано или поздно всё равно бы произошёл, сомневаться не приходится. Давление превысило бы возможно допустимое, и начался потоп. Шахту срочно нужно было закрывать. Но тут вставала новая проблема: все шахты города связаны между собой гидравлически, и закрытие одной из них автоматически влекло за собой прекращение эксплуатации других.

То, что теперь, после катастрофы, "Западную-Капитальную" закроют, у специалистов не вызывает никаких сомнений: все три ствола шахты завалены. Но этот шаг ставит под угрозу существование двух действующих шахт города — "Комсомольскую правду" и имени Ленина.

Когда спасатели стали пробивать "туннель надежды" в "Западную" через "Комсомольскую правду", ни для кого не являлось секретом, что как только коридор будет готов, вода по нему хлынет в шахту им. газеты "Комсомольская правда" и, возможно, затопит её. Но, естественно, жизни 13 людей важнее. К тому же реальная угроза затопления "Комсомольской правды" встала бы максимум через два года.

Теперь, если только активно вести откачку на старой шахте "3/2 — БИС", то вода временно прекратит затопление этих двух действующих шахт города. В работе штаба по проведению спасательной операции принял участие и один из питерских учёных, занимавшихся изучением шахты — главный научный специалист по гидрогеологии ВНИИМа Юлий Норватов.

"Это замкнутый круг, — рассказывает ведущий специалист по гидрогеологии Северокавказского представительства ВНИИМа Олег Стеценко, — добычи нет, потому что катастрофически устарело всё оборудование, а купить новое не за что — на ликвидацию аварии в феврале ушли последние деньги, поэтому все шло к тому, чтобы шахту закрыть. Но как её закрывать, когда она — единственный источник заработка в этом городе? Ведь горняки знали о бедственном положении шахты и, тем не менее, спускались туда".

Действительно, об аварийном состоянии шахты знали все: не только руководство, но и простые шахтёры, однако эксплуатация её продолжалась.

- А что нам было делать? — спрашивает шахтёр Александр Ростворов. — Деньги-то семью кормить нужны, где ещё их здесь можно заработать? Все знали, что после аварии может произойти вторая, что оборудование убитое. Поэтому шли, как смертники: помолился — и вперёд. Начальству жаловались, а у тех один ответ: не нравится — бери расчёт. И так зарплату за март получили за два дня до аварии. И то не всю — 30%.

Специалисты утверждают, что если сейчас потерять контроль над шахтными водами, то вскоре будет затоплено около 17 тысяч домов в городе Шахты и практически весь Новошахтинск.

Автор: Виктория Стеклова

Источник: Седьмая столица

Обсудить