Арест олигарха

Михаил Ходорковский сознательно довел дело до задержания?

Наступают "железные времена". Былые заслуги и влияние не в счет. У власти есть цель, она ее преследует. Протесты и возмущение не имеют значения. Еще вчера следователи Генпрокуратуры проводили обыски в организациях, казалось бы, никак не связанных с "Юкосом", а сегодня штурмовая группа ФСБ взяла под стражу главу "Юкоса" Михаила Ходорковского. Ходорковский не раз публично заявлял, что если его хотят посадить, то пусть сажают. Мол, он к такому развитию событий вполне готов. Ему казалось, что его подталкивают к эмиграции, которая сама по себе как бы свидетельствует о наличии вины. Ведь если сбежал, то значит, в чем-то действительно виноват. Нефтяной магнат пытался придать делу сугубо политическую окрасу, хотя сам прекрасно знает, что по его компании, несмотря на всю ее прозрачность, можно заводить десятки уголовных дел — нарушений (мелких и не очень) хватит. Потому что раньше законы не имели значения. Теперь имеют. А "подчистить" все, что наворочено, за годы, за несколько месяцев — невозможно.

Сейчас Михаил Ходорковский доставлен в следственный комитет Генеральной прокуратуры в Техническом переулке. Следователи попытались начать допрос сразу же, без присутствия адвоката. Но Ходорковский не согласился. И представитель генпрокуратуры, что до приезда адвоката допрашивать Ходорковского не будут. Адвокат главы "Юкоса" Антон Дрель был поставлен в известность, и сразу же выехал в Генпрокуратуру. Хотя на прошлой неделе отказался идти туда же по повестке. Коллеги-адвокаты, посовещавшись, запретили ему идти. По последним сообщениям, несмотря на выходной день и обледенение проезжих дорог, он застрял где-то в пробке. На то, видно, и существуют пробки, чтобы адвокаты не поспевали вовремя.

Сейчас сотрудники компании утверждают, что заявление прокуратуры о злостной неявке Михаила Ходорковского на допрос — ложь. Но, судя по всему, это не совсем так. Пару недель назад глава "Юкоса" публично заявил, что если у прокуратуры есть к нему вопросы, то он готов явиться и на них ответить. Вот только в срочную командировку слетает. Командировка затянулась.

Пресс-секретарь "Юкоса" Александр Шадрин рассказывает СМИ, что в четверг, действительно, в компанию пришла повестка, что Ходорковский должен явиться на допрос в прокуратуру в качестве свидетеля по какому-то неизвестному делу. И в компании их "в письменной форме проинформировали, о том, что Ходорковский находился в Новосибирске, поэтому физически на допрос явиться не может". Но разве это проблемы следователей?

В конце концов, ничто не мешало самому Михаилу Ходорковскому позвонить в Генпрокуратуру и все объяснить. Если бы его объяснения были бы приняты, допрос мог бы быть перенесен. Если бы следователи сочли, что причины неуважительны, то почему бы и не прервать ради такого нерядового дела свою поездку? Все-таки вопросы Генпрокуратуры — это не блажь какого-нибудь скучающего лейтенанта. Но Михаил Ходорковский предпочел, чтобы его арестовали.

Как рассказывают коллеги, бывшие с ним в самолете по прилете в новосибирский аэропорт "Толмачево", олигарх был готов к своему аресту. По рассказам очевидцев, как только самолет Ту-134 авиакомпании "Мередиан" приземлился в Новосибирске для дозаправки, он тут же был отправлен работниками аэропорта на дальнюю стоянку. Там самолет окружили несколько грузовиков с включенными фарами. Подъехали два автобуса с вооруженными людьми в камуфляже. Они ворвались в самолет с криками "ФСБ! Оружие на пол, будем стрелять!". Никто не стал бросать оружия по причине его отсутствия. В свою очередь группа захвата и не думала стрелять. К Ходорковскому подошел руководитель спецподразделения и сказал: "У нас предписание, вы должны пройти с нами". Ходорковский ответил: "Хорошо, пошли".

В общем-то, и так понятно, что этот арест Михаилу Ходорковскому был нужен. Ему ли не понимать, что на самом деле происходит? Наверняка, у нефтяного магната были все возможности достигнуть какого-то соглашения с властями. Однако по каким-то причинам он предпочел идти "ва-банк". Зато теперь, благодаря спецоперации по своему задержанию, он как бы оказался абсолютно прав. Ну, действительно, как это можно — арестовать уважаемого и влиятельного человека из-за такого пустяка? Так что сторонники олигарха сегодня могут с полным правом кричать: уж если с ним так, то с нами... Но в данном случае совершенно неважно, уважаемый человек Ходорковский или просто кто-то с улицы. Подчиняться закону должны все. А если представители закона в чем-то не правы, то у Ходорковского есть все возможности оспорить их действия в суде. И это-то и называется цивилизованной процедурой.

По сути дела, Генпрокуратура и ФСБ спасли "героическое" лицо Михаила Ходорковского, его имидж "борца с системой". Представьте, как бы он выглядел со своими громкими заявлениями и непримиримой позицией, если бы оставался на свободе, в то время как его компаньонов одного за другим отправляли бы на нары?

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/accidents/21/96/383/11155_yukos.html

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить