Судостроительная сенсация: «Северный рейд» научил корабли… не тонуть

История появления этой уникальной технологии такова. В связи с резко возросшим в 90-х годах количеством атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из боевого состава ВМФ и ожидающих очереди на утилизацию, резко обострилась проблема обеспечения плавучести объектов с повышенными экологическими рисками. АПЛ, выведенные из действующего состава ВМФ и длительное время находящиеся в отстое, имеют серьезные повреждения легкого корпуса вследствие коррозии, в связи с чем имеется потенциальная опасность затопления их прямо у пирса или при буксировке на утилизацию.

На "Северном рейде" в середине 90-х вплотную занялись этой проблемой впервые в России и в мире. Рещзультат налицо. Сейчас, по мнению специалистов, уникальным решением проблемы предотвращения затопления объектов с повышенными экологическими рисками может служить транспортабельная полистирольная установка (ТПУ), которую создало предприятие "Северный Рейд" совместно с ВМФ и предприятием "Экопол" при ЦКБ МТ "Рубин". Предприятие ФГУП "Северный Рейд" освоило новый, не имеющий мировых аналогов, комплекс технологий придания положительной плавучести атомным подводным лодкам (АПЛ) отстоя, надводным кораблям, причалам и другим плавсредствам. Создано отдельное специализированное производство, занимающееся: заполнением, при помощи транспортабельной полистирольной установки (ТПУ), вспененным полистиролом АПЛ, выведенных из эксплуатации и ожидающих утилизации, для предотвращения их затопления прямо у пирса вследствие повреждения корпуса коррозией, а также других плавсредств (по состоянию на сентябрь 2003 г. заполнено 30 АПЛ); пополнением запасов воздуха высокого давления АПЛ при помощи дизель-компрессорных модулей и электрокомпрессорных станций. ТПУ предназначена для заполнения вспененным стабилизированным полистиролом негерметичных цистерн главного балласта подводных кораблей всех проектов, а также негерметичных полых емкостей, надводных сооружений типа плавпричалов, плавмастерских, кранов, буровых установок, судов и катеров всех классов, для придания им положительной плавучести за счет вытеснения воды и создания полистирольной подушки. ТПУ может быть использована для заполнения ёмкостей на глубине до 20 метров.

На предприятии по данной теме также работает специализированное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ) , которое, в силу сложности наукоемкой работы по данному направлению, разрабатывает специальные проекты под каждый заказ , сотрудничая с ведущими проектными организациями, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Таким образом, на предприятии разработана сложная наукоемкая технология обеспечения плавучести АПЛ отстоя и других плавсредств, предусматривающая действующую технологическую цепочку: от создания проекта — до выполнения работ на объекте по поддержанию плавучести. Свою производственную деятельность ФГУП "Северный Рейд" осуществляет на основании государственных лицензий, выданных Россудостроением и Минатомом РФ.

Продукция, выпускаемая ФГУП "Северный Рейд" и предназначенная для обеспечения плавучести АПЛ и других плавсредств неоднократно становилась лауреатом и дипломантом всероссийских и международных выставок и конкурсов: "Сто лучших товаров России"; "Золотой знак качества ХХI века"; Платиновый знак качества ХХI века; медаль лауреата премии им. М.В. Ломоносова; медаль "За честь и доблесть". В настоящее время ТПУ, ДКМ и КСТ успешно эксплуатируются на Северном и Тихоокеанском флотах. Громадные по объемам цистерны главного балласта заполняются легким и не впитывающим влагу вспененным полистиролом.

Создаваемая в результате полистирольная подушка обеспечивает положительную плавучесть всего плавсредства. АПЛ с ЦГБ, заполненными вспененным полистиролом, гарантировано остается на плаву и может ожидать свою очередь на утилизацию в течении 10 лет и более. Существующие вероятностно-статистические расчёты показывают, что при заполнении вспененным полистиролом ЦГБ АПЛ отстоя вероятность возникновения нештатных ситуаций, связанных с радиационными рисками при длительном отстое и буксировке АПЛ снижается на несколько порядков. Применяя ТПУ, предприятие "Северный Рейд" внесло вклад в обеспечение экологической безопасности государства, поскольку за последние 5 лет полистиролом заполнено уже 30 АПЛ с поврежденным коррозией корпусом. Кроме того, ведутся перспективные разработки по применению ТПУ для подъема затонувших кораблей с помощью полистирола, а также для предотвращения затопления различных объектов с повышенными экологическими рисками. И еще одна новость, касающаяся "Северного рейда". В связи с возросшим количеством запросов по ТПУ предприятие обновило свое интернет представительство. Теперь все данные о ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОЙ ПОЛИСТИРОЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ (ТПУ) выложены на сайте www.sevreid.ru "> www.sevreid.ru . Открыт и специальный электронный адрес для тех судовладельцев, которые заинтересовались уникальной технологией и решили связаться с "Северным рейдом": [email protected] . Контактные телефоны "Северного рейда" в Северодвинске: (81842) 3-89-60, (8184) 52-26-68; (8-8184) 52-26-63 (факс). На все ваши вопросы ответит исполняющий обязанности директора предприятия Сергей Николаевич Волков и руководитель отдела Владимир Борисович Калашников.

Андрей Михайлов

Cсылки по теме: www.sevreid.ru "> www.sevreid.ru

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить