Циркач и наркоманка, или как милиционеру не стать наркодилером

- Моя дочь — наркоманка, употребляет наркотики уже около года, — сокрушалась Анна Михайловна. — Я ее не защищаю, но мне ее очень жалко. История дочери (ее зовут Светлана) вполне потянет на голливудскую мелодраму
Жила-была хорошая девочка Света. Закончила вуз с экономическим уклоном. Однажды девушка познакомилась с молодым человеком — циркачом. Влюбилась. Чтобы решить материальные проблемы, циркач отправился на заработки в Америку. Надолго — кажется, на полгода. Вернувшись из-за океана, молодой человек сообщил Светлане, что не все материальные проблемы решены и надо бы съездить еще и в Японию. На год.

Надо, так надо.

Однако добрые люди рассказали Светлане, что у ее жениха давно уже есть другая женщина, тоже циркачка. С ней молодой человек познакомился в Америке, у них вот-вот должен появиться ребенок. Ни в какую Японию молодой человек не собирается, просто решил избавить себя от лишних объяснений.

Неделю Светлана проплакала. Потом подруга предложила ей покурить дурь. Вроде бы помогло. Затем брошенная женщина попробовала таблетки.

Вот уже год Светлана нигде не работает. В конце концов женщина попала в поле зрения правоохранителей.

С тех пор она у них на крючке. В принципе в любой момент к ней могут прийти люди из органов и задержать: у наркомана всегда есть зелье — и попробуй докажи, для себя припасена конопля с таблетками или же они предназначены для продажи. Чтобы жить без проблем, говорят сотрудники, мы вам предлагаем два варианта — сотрудничество с нами или деньги...

- Вчера ко мне подошли какие-то люди и сказали, что за тысячу долларов готовы уладить все проблемы с дочерью, — рассказала Анна Михайловна.

Как поступить, женщина не знала. Тысячи долларов у нее не было... Вскоре с аналогичной историей в редакцию пришли мужчина и женщина средних лет. Они рассказали, что их сыновья (20 и 25 лет) арестованы за сбыт наркотиков. Гости не скрывали, что их чада иногда покуривают травку, но не более того... Если, что и продавали, то родители, по крайней мере, об этом ничего не знают.

Мужчина и женщина познакомились во время следствия, выяснив, что свидетелем по уголовным делам их детей оказалась одна и та же женщина. Она якобы покупала у их сыновей наркотики. Родителей это очень удивило, надо же какое совпадение...

По словам родителей, к каждому из них подходили "люди в сером" и давали понять: мол, для того, чтобы не возбуждать; уголовного дела, надо заплатить по тысяче долларов. Таких денег у родственников не было, и парням предъявили обвинение.

Но не все отказывают в пожертвованиях милиции.

Курочка с золотыми яичками

Бывший начальник ГУВД Ростовской области генерал Щадрин называл отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, созданные при каждом районном ОВД, курочкой, несущей золотые яйца. Генеральская метафора не голословна. В Ростове прошла череда уголовных дел в отношении сотрудников, вкусивших от "курочки".

В 2001 году в Ростове почти одновременно шли два уголовных процесса: в суде Октябрьского района слушалось дело по обвинению оперуполномоченного Октябрьского ОВД Попика, а в областном суде — оперов из ОВД Ворошиловского района Белоусова и Жарова. Милиционеры обвинялись в сбыте наркотиков, фальсификации уголовного дела. В обоих случаях преступления правоохранителей были раскрыты при помощи наркоманов — тех, которые согласились на сотрудничество с органами.

Заявление на "октябрьца" Попика в Управление собственной безопасности ГУВД РО написал 23-летний наркоман Петров. По заданию опера он должен был продать 145 полиэтиленовых пакетиков с опием и вернуть за него семь с половиной тысяч рублей. В случае отказа от сотрудничества Попик пригрозил привлечением к уголовной ответственности. Вместо наркомана под стражу взяли Игоря Попика. Передача опийных денег контролировалась сотрудниками УСБ.

Ворошиловских оперов разоблачил наркоман Роман Савельев: однажды Савельев решил пожаловаться на оперов их начальнику, мол, обноновцы заставляют его продавать наркотики, в случае отказа обещают посадить.

Жена Романа должна была родить ребенка, и по такому случаю парень решил жить спокойно. По словам Савельева, он пришел в ОВД Ворошиловского района: встретиться и рассказать об угрозах оперов начальнику ОБНОНа. Но прежде зашел в кабинет к оперу Жарову. В результате в куртке Савельева оказался пакетик с опием.

Кроме заявления Савельева, в уголовном деле имелись и показания одинокого инвалида Чернова. У него в холодильнике опера обнаружили при обыске пресловутый пакетик с белым веществом. Как выяснилось, опий подбросила инвалиду его знакомая-наркоманка. Таким образом женщина откупилась от милиционеров, которые поставили ей условие: продавать наркотики самой или найти другого продавца. Дама предложила подбросить опий зажиточному инвалиду. В результате тому в обмен на свободу пришлось отдать оперу Жарову с помощником импортные телевизор и видеомагнитофон.

Во время следствия разговорились и другие наркоманы, с которыми "сотрудничали" опера. Однако вскоре они отказались от своих показаний, а инвалид Чернов неожиданно пропал без вести. До сих пор его судьба неизвестна.

Причастны ли опера к исчезновению важного свидетеля? Суд этот вопрос не рассматривал.

По статье "Сбыт наркотиков" Жаров, Белоусов и Попик получили соответственно восемь, пять и семь с половиной лет лишения свободы.

На чем сидим, то и имеем

Этидела имели большой общественный резонанс. По мнению самих правоохранителей, они — лишь цветочки, вершина айсберга — перышки от курочки, которая несет золотые яйца.

Опытные сбытчики-милиционеры редко привлекают к своему, так сказать, бизнесу наркоманов. Во-первых, где гарантия, что он не использует наркотики, предназначенные на продажу, на собственные нужды. Во-вторых, на наркомана положиться нельзя. Он за дозу сдаст не только опера, но и мать родную.

Откуда у милиционеров неучтенные наркотики? С точки зрения самих правоохранителей, вопрос смешной. Задержали, к примеру, сбытчика и начинается торговля. Во избежание неприятностей наркодилер оставляет изъятые наркотики и добавляет еще сверху: или наркотиками, или деньгами.

Сами милиционеры, как правило, наркотиками не торгуют. Милицейская молодежь шантажирует наркоманов. Те, кто работает по-крупному, сотрудничают с цыганами — солидные опера предпочитают вовлекать в свой бизнес "профессиональных" сбытчиков. Последние охотно идут на контакт. Во-первых, появляется крыша, во-вторых, место, где можно постоянно взять товар.

Как и в любом бизнесе, "партнеры" иногда не понимают друг друга. Вероятно, примером такого непонимания стало недавнее уголовное дело в отношении сотрудников ОБНОНа милиции Таганрога. Тамошние дилеры написали на трех оперов заявление, мол, заставляют сбывать дурь. Как выяснилось, милиционеры ежедневно продавали по 50-100 граммов опия. Обвиняемые в сбыте наркотиков в особо крупных размерах, они были приговорены Ростовским областным судом к различным срокам заключения.

Эта история неожиданно получила продолжение. Едва ли не сразу после окончания судебного процесса таганрогский ОБНОН задержал заявителей. Им грозила все та же статья — "Сбыт наркотиков". После проверки областной прокуратуры уголовное дело прекратили. Как выяснилось, наркотики были подброшены. Скорее всего, из чувства мести за коллег, попавших за решетку.

Сотрудники ОБНОНа иногда и сами становятся заложниками порошков в пластиковых пакетах. Наркозависимость погубила одного из лучших сыщиков Ростова — Алексея Козырева. Недавно он приговорен к 19 годам лишения свободы за убийство.

Несколько лет назад в тюрьме повесился бывший сотрудник ОБНОНа аксайской милиции. Ему было предъявлено обвинение в сбыте наркотиков. Как рассказывали коллеги, Андрей был опытным опером. Наркоманов привлекал к сотрудничеству исключительно из профессиональной заинтересованности. А однажды, когда к нему наведалась старая агентша-наркоманка, попросил сварить ему зелья из маковой соломки: мол, хочу понять всю кухню до конца. Кайф опер поймал с первого раза. Потом в ход пошли наркотики посерьезней. Доходило до того, что Андрей посылал за зарплатой в милицию своих приятелей-наркоманов. Закончилось все увольнением из органов. Опер переквалифицировался в сбытчики.

... В соседнем от меня доме вот уже много лет живет некая старушка. Старушка торгует наркотиками. Об этом знают все жильцы окрестных домов — по вечерам к дому съезжаются автомобили с желающими приобрести отраву. Время от времени к старушке наведываются и милиционеры. Соседи радуются, ну наконец-то беспределу будет положен конец. Но нет — милиционеры уезжают. И торговля продолжается. "Золотую курочку", судя по всему, душить никто не собирается.В последнее время по Ростову и области прокатился ряд громких уголовных дел, главными героями которых стали милиционеры — борцы с незаконным оборотом наркотиков. Те, кто по идее должен был бороться с зельем, стали его потребителями и распространителями.

Ирма Сохадзе
Источник: Газета Дона