Пир во время чумы

Смертность в Вологодском регионе в пять раз выше, чем по Северо-Западу, а к нам все равно едут узнать секреты нашего здорового образа жизни.

Все для блага человека

Каждый десятый житель Вологодской области – инвалид. И это не журналистская «страшилка». Это официальная статистика – свыше 120 тысяч инвалидов на один миллион двести семьдесят тысяч населения. И если первая цифра возрастает из года в год, то вторая (численность населения) уменьшается стремительно. По словам депутата Законодательного собрания Александра Смирнова, смертность в Вологодской области в пять раз выше, чем в среднем по Северо-Западу. Что же делает вологжан инвалидами и заставляет покидать этот мир раньше срока?

В первую очередь, условия жизни и труда и медицинское обслуживание. Об условиях жизни, непосредственно влияющих на здоровье, может много интересного рассказать и каждый читатель «Хронометра». Все, как говорится, на виду. Выйдешь утром на балкон – привычная картина: пяток автомобилей оккупировал детскую площадку. Владельцам так удобнее. А малыши днем ковыряются в отравленной земле и вымирающей травке. На улице Мира, 80 перед многоэтажным домом еще недавно было что-то наподобие сквера. Зеленые насаждения, трава, клумбы, бетонные крокодильчики и Буратино для детских игр – этот оазис отделял дом от шумной магистрали. Этим летом деревья спилили, крокодильчиков «изгнали», на месте травки котлован вырыли – теперь здесь будет автостоянка и магазин. Как ни шумели жильцы, как ни протестовали – интересы бизнеса, а вовсе не здоровья людей победили.

Да, жителям Вологодчины не позавидуешь, они дышат бензиновыми испарениями, пьют воду, которая наносит непоправимый вред их здоровью, мерзнут в своих квартирах, большинство из которых требуют ремонта (ветхость жилья в области достигает 60%), недоедают, по данным областного департамента продовольствия, вологжане потребляют лишь половину от физиологической нормы мясных и молочных продуктов по причине бедности.

О еде и деньгах

Общеизвестно, что почти половина жителей области живет за чертой бедности. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, только за первое полугодие, по данным облкомстата, увеличилась на двенадцать процентов и составляет 1121 рубль. Как не помереть с голоду, питаясь на такую сумму, остается загадкой. Кстати, большинство пенсий по инвалидности едва дотягивают до этой суммы, а то и поменьше. Весь прожиточный минимум, включая еду, коммунальные услуги и все остальное, составил 1542 рубля. Прожить на такие деньги, конечно, немыслимо. Но не лучше и положение у тех, кто работает, и в каких условиях работает! Работодатели просто не вспоминают о такой «чепухе», как санитарно-гигиенические нормы труда… Сколько понатыкано компьютеров в маленькой комнатке, каково освещение помещения, уровень шума, хозяина не волнует. А уж о технике безопасности и говорить нечего – слов таких никто не помнит. Не потому ли уровень смертности от травматизма за первый квартал этого года вырос на двадцать процентов по сравнению с предыдущем периодом? Случаи смерти от алкогольных отравлений возросли на треть.

Есть примеры не такие громкие, но не менее печальные в своих последствиях. Общеизвестно, что в торговле больше всего работает женщин в основном молодых. Торговля процветает сегодня в подвалах, где разместилось большинство магазинов и магазинчиков, и на улице. В подвалах буквально нечем дышать, а на улице выстоять несколько часов и в зной, и в холод каково? Сколько женщин, молодых мам, кстати, или будущих мам бесповоротно угробили свое здоровье, никто не считал – уж очень невыгодная статистика. Но куда деваться этим женщинам, если другой работы для них нет? А на этой – ни больничных, ни фиксированных заработков. Случись с такой женщиной беда, какая пенсия по инвалидности ей светит?

Еще один пример. Тот же облкомстат сообщает, что за первое полугодие в расчете на одного жителя через сеть общественного питания продано товаров на… 387 рублей. Учитывая цены на продукты питания, мизерность суммы просто потрясает. А означает она одно, что большинство работающего населения услугами общепита в свой обеденный перерыв не пользуется, из-за экономии предпочитая чай с бутербродом или «обед из банки», что удалось прихватить из холодильника. Говорить о правильном питании в этом случае не приходится, и не даром в области так растет число заболеваний желудочно-кишечного тракта.

«Болеть выгодно»

Собственно, и доказывать, что вести здоровый образ жизни у нас невозможно, нет особой необходимости. Вся оздоровительная инфраструктура платная. В бассейн, в спортзал, на стадион так просто не пройдешь. Массаж и сауна среднему вологжанину просто недоступны, от цен на витамины краснеют даже аптекарши. Есть у нас, конечно, замечательные учреждения, как, например, Центр профилактики атеросклероза. Там и консультации лучших специалистов, и индивидуальные советы по укреплению здоровья, и много чего еще завлекательного, только чтобы воспользоваться всем этим, нужно быть, по крайней мере, миллионером.

По данным того же облкомстата, цены на услуги оздоровительного характера возросли за первое полугодие на двадцать процентов. А пользуется ими неизменно все меньшее количество людей.

Чиновники от медицины любят заявлять, что вологжане много болеют потому, что не хотят вести здоровый образ жизни. А разве это в конкретных социально экономических условиях возможно?

Как-то на одном из представительных медицинских совещаниях начальник областного департамента здравоохраниения Александр Коленько заявил, что «болеть человеку у нас выгодно». Мол, и бесплатное медицинское обслуживание гарантировано, и больничный. Предположим, Александр Андреевич мог не знать, что в реальной экономический обстановке, порожденной рыночной стихией, рассчитывать на больничный может только работник бюджетной сферы. Что касается бесплатного медицинского обслуживания, то дай вам Бог здоровья, Александр Андреевич, чтобы никогда не оказаться в положении пациента одного из медицинских учреждений области, где в хирургическом отделении из обезболивающих дают только один анальгин, даже без демидрола, где кормят на 14 рублей в день, а то и меньше, где в палатах зимой температура опускается ниже 7 градусов, где не хватает элементарных бинтов и ваты, а подкладные судна используют с довоенных времен.

Нищая медицина

Не первый раз приходится констатировать, что здравоохранение у нас нищее, а медицинская помощь зачастую недоступна для населения. Так ведь получается, если пенсионерки в Белозерском районе вынуждены вскладчину покупать для фельдшерского пункта тонометр, если в Череповецком районе больного несколько километров приходится нести на простынях по бездорожью до машины «скорой помощи». А вот Галине Ивановой, матери двухлетнего сына, чтобы посетить детского врача специалиста, приходится из Вожегодского района ехать в областной центр, а для этого выходить из дома в три ночи, чтобы успеть на утренний пятичасовой поезд. Обратно поезд идет в пять вечера, поэтому домой мама с сыном добираются только за полночь. Прибавит здоровье такое путешествие маме и сыну? Вряд ли.

Хотя в чем можно винить врачей? Конечно, молодежь не поедет в глухомань, где нет ни жилья, ни сносных условий для работы. К тому же нищенские зарплаты, которые оскорбляют профессиональное достоинство медицинских работников. Участковый врач в Вологде получает меньше трех тысяч. Прием одного пациента в поликлинике, по словам терапевта с двадцатилетним стажем, стоит всего два рубля. А если врач навестит больного на дому, то заработает пять рублей. Хирург оперирует за три-четыре тысячи в месяц, а о зарплате медсестры вообще лучше умолчать.

Нашли кого спросить

Все это пишется вот к чему. На днях в Вологде прошло грандиозное событие – всероссийский фестиваль «Здоровая жизнь». Съехались к нам специалисты со всей страны опыта набраться, как оздоравливать население. Оказывается, по сообщению пресс-релиза правительства области, «Наша область – одна из немногих, где принят и уже реализуется политический документ о здоровье населения. Вологодчина одной их первых вступила в Европейскую сеть Всемирной организации здравоохранения «Регионы за здоровье» и принимает в ней активное участие. Наш опыт по профилактике неинфекционных заболеваний, сохранению и укреплению здоровья населения получил высокую оценку Европейского Союза Всемирной организации здравоохранения и Минздрава России». Что ж, можно только позавидовать умению наших чиновников выдавать желаемое за действительное. И напоследок еще одна цитата из заключения комитета по социальной политике нашего Законодательного собрания: «В Вологодской области наблюдается рост числа инвалидов, в том числе детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2003 года количество инвалидов в области составило 120 тысяч человек, из которых более 7 тысяч детей-инвалидов. Причинами, способствующими возникновению инвалидности у взрослых и детей, являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, отсутствие возможности вести здоровый образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей».

Елене Волкова

Источник: "Хронометр" (Вологда) "> "Хронометр" (Вологда)