Первым делом - самолеты

Иркутские самолетостроители объединяются с ОКБ "Яковлев"
Как известно, в шестом авиакосмическом салоне МАКС-2003 в Жуковском активное участие приняла корпорация "Иркут", представившая и военную, и гражданскую технику. В частности, самолет-амфибия Бе-200, предназначенный для тушения пожаров, получил высокую оценку президента России. Презентация корпорации "Иркут", не так давно созданной на базе Иркутского авиационного производственного объединения, прошла именно на авиакосмическом салоне. Там же, пока еще скромно, было объявлено о слиянии новой корпорации и опытно-конструкторского бюро "Яковлев". Об этом сообщил на пресс-конференции президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров.

– Мы провели более 20 переговоров, в том числе с иностранными делегациями, потенциальными заказчиками. Многие из этих переговоров вполне могут перерасти в контракты, – рассказал Алексей Федоров. – Партнеры большую заинтересованность проявляют к гражданской, а не военной технике, в частности к самолету Бе-200, беспилотным летательным аппаратам, нашей новой продукции – учебно-боевому и учебно-тренировочному самолету Я-130.

Самым интересным и, наверное, неожиданным известием для российских участников МАКСа-2003 были переговоры корпорации "Иркут" с ОКБ "Яковлев". Именно на выставке руководство компаний объявило о начале процесса слияния.

– Мы давно вели переговоры о возможности создания на базе двух предприятий единой компании, – пояснил Алексей Федоров. – Это процесс длительный, включает в себя слияние активов, перераспределение уставных капиталов компаний. Психологически тяжелую часть процесса мы уже завершили, теперь началось реальное слияние – также достаточно длительный процесс. В результате сделки "Иркут" приобретает возможность расширения товарного ряда, проведения полноценных разработок летательных аппаратов, для "Яковлева" мы являемся мощнейшей производственной базой, где они могут реализовать все свои наработки. Кроме того, появление новых проектов даст возможность получить новые рабочие места для иркутян.

Название новой корпорации пока не определено.

– Что касается заказа МЧС на Бе-200, то пока мы ищем пути ускоренной поставки самолетов, скорее всего по лизингу, – продолжил Алексей ФЕдоров. – Самостоятельно МЧС может покупать по одному самолету в год, а по лизинговым платежам – до семи-десяти, но, к сожалению, есть юридические препятствия. Кто будет следующим заказчиком Бе-200, сказать пока трудно – переговоры ведутся и с рядом стран Европы, и Юго-Восточной Азии, с Америкой и Китаем.

30 августа этот самолет демонстрировался в Италии в присутствии Владимира Путина премьер-министру страны Сильвио Берлускони. До своей поездки президент России побывал на МАКСе-2003 и дал корпорации "Иркут" задание подготовить Бе-200 к показу за рубежом. Президентский наказ выполнили.

Ольга Контышева, "Копейка"

Над Иркутском будут летать самолеты-шпионы

– Корпорация "Иркут" (бывшее ИАПО) объединяется с ОКБ им. Яковлева, – заявил президент Иркутского авиазавода Алексей Федоров по возвращению из Первопрестольной, где проходил шестой авиасалон МАКС.

– Подобные слияния дают больший результат, нежели простое арифметическое сложение. Для них "Иркут" интересен производственными мощностями. Для нас же Як – своими разработками. Вместе мы сможем делать более конкурентоспособную технику. Не стоит, правда, ожидать, что это случится уже завтра. Объединение в единую компанию (название для которой еще не придумано) неизбежно приведет к слиянию активов, уставных капиталов и т.п. Волокита с бумагами может отнять не один год.

По словам президента, основная продукция иркутян – истребители "сушки" и амфибии Бе-200 – не всегда будут востребованы на рынке. Нужно подумать и о завтрашнем дне. А завтра – за беспилотными самолетами, к разработке которых и приступят в скором времени в ОКБ Яковлева совместно с "Иркутом".

– Значительная часть стоимости самолета приходится на системы жизнеобеспечения пилота: кресло, туалет, приборы визуального наблюдения за полетом, – объясняет Алексей Федоров. – А в условиях войны прибавляется еще и риск потери пилота (обучение первоклассного аса по стоимости сравнимо со стоимостью самого истребителя).

Разработать беспилотный самолет еще несколько лет назад было проблематично из-за недостаточно развитой электроники. Сегодня же самолетом можно управлять с земли, сидя в уютном кресле и потягивая сигару (на автопилоте) или надев кибершлем, и у пилота будет полная иллюзия, что он в кабине.

Однако "Иркуту" не все орешки по зубам. Алексей Федоров признал, что модная некогда идея с созданием экраноплана (аппарат, парящий в паре метров над землей) сомнительна, но при этом требует слишком больших затрат. Потому в ближайшие годы Иркутску не суждено стать родиной такого летательного аппарата. Немногим лучшая судьба уготована автожиру (небольшому вертолету), разработанному на заводе. Первый серийный аппарат обретет своего покупателя уже в конце этого года. На сегодня заключено двадцать соглашений на поставку автожира. Авиасалон в Москве показал, что "игрушка" стоимостью 150 тыс. зеленых еще нуждается в серьезных доработках. Но и когда он будет доведен до ума, вряд ли стоит рассчитывать, что им заинтересуются где-то, кроме Сибири.

На прошедшем авиасалоне "Иркут" не подписал ни одного контракта с покупателями. Однако это нисколько не опечалило руководителей предприятия. По словам Алексея Федорова, заказчики и так стоят в очереди. По мере выполнения заказов на счета авиазавода будет перечислено три с половиной миллиарда зеленых! К тому же, отметил президент, если на подобных мероприятиях и подписываются контракты, то это скорее делается в угоду прессе. Сами документы подготавливаются задолго до авиасалона.

Тимофей Максимов
СМ Номер один

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/10896_aviation.html