Саудовская Аравия положила глаз на российскую нефтянку. Зачем?


Не можешь избавиться от конкурента — попробуй войти в долю
Российско-Саудовские нефтяные контакты , ставшие особо интенсивными накануне иракской войны, судя по всему, имеют хорошие шансы не только на продолжение, но и на конкретные результаты. До сих пор Россия и Саудовская Аравия были основными конкурентами на мировом нефтяном рынке. Более того, Россия фактически догнала страну шейхов по добыче нефти и, так сказать, дышит ей в затылок. Однако за последний год отношения между Саудовской Аравией и США еще больше осложнились , а оккупация армией США и ее союзников Ирака пока не дала ощутимых результатов. Нефть на мировом рынке имеет устойчивую тенденцию к удорожанию, что не может не сказываться на состоянии экономики крупнейших стран мира. Очевидно, что в этой неустойчивой ситуации, волей-неволей соперникам-конкурентам просто-таки необходимо выработать согласованную линию поведения.

В российских СМИ опять появились сообщения о том, что в ближайшее время между Россией и Саудовской Аравией может быть подписано соглашение о более тесном сотрудничестве в области добычи и торговли углеводородными ресурсами. Эксперты по-разному оценивают перспективы такого сотрудничества. Однако следует признать, что контакты на уровне весьма высокопоставленных политиков между нашими двумя странами не прекращаются.

Wall Street Journal сообщает, что речь, в первую очередь может идти о взаимных инвестициях в нефтяные отрасли двух стран. И именно на этом, скорее всего, будет сосредоточено грядущее соглашение. Газета полагает, что соглашение может быть подписано в ходе официального визита в Москву наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абделя Азиза аль-Сауда в сентябре 2003 года.

Стоит отметить, что нефтяная отрасль России вовсе не готова к крупномасштабным инвестициям в Саудовскую Аравию. Даже, несмотря на избыток нефтедолларов, которые некуда девать внутри страны. Российские нефтяные компании, скорее, заинтересованы в том, чтобы правящая в Саудовской Аравии династия допустила их к уже существующим нефтяным проектам и разведке и разработке еще не освоенных месторождений нефти и газа. На первых порах российские нефтяные олигархи согласились бы даже не роль подрядчиков и субподрядчиков. Цель закрепиться на аравийских нефтяных полях. Поскольку нефтяные месторождения Ирака (и сегодня это уже для всех очевидно) для российских компаний останутся недоступными.

Более того, все до одной российские нефтяные компании остро нуждаются в многомиллиардных нефтяных инвестициях, которые никто не спешит им предоставить. Проблема осложняется позицией, которую по этому вопросу заняли российские власти. Власти на словах приветствуют инвестиции, однако настаивают на том, чтобы сами нефтяные компании и закрепленные за ними месторождения не уходили под иностранный контроль. А на таких условиях крупнейшие транснациональные нефтяные компании с инвестициями осторожничают. Давление властей на компанию Михаила Ходорсковского "Юкос" эту осторожность обострило еще больше.

Однако, как прозрачно намекают некие анонимные источники в российском правительстве, Саудовские предложения инвестиций в этом смысле чиновников устраивают намного больше. Ибо арабы не претендуют на полный контроль над российской нефтяной отраслью и при этом готовы на немалые вложения в нефтяной сектор экономики.

Напомним, что, несмотря на плотные контакты в области перспектив нефтяного сотрудничества, лидер ОПЕК Саудовская Аравия еще в прошлом году предпринимала неоднократные попытки надавить на Россию с целью изменения ее нефтеэкспортной политики. И это неудивительно — стремительный рост экспорта российской нефти встревожил крупнейших членов мирового нефтяного картеля. Однако надавить на Россию не удалось. Тем более что тогда шли весьма интенсивные переговоры властей России и владельцев крупнейших нефтекомпаний страны о начале массовых поставок нефти в США.

Переговоры эти по сути дела закончились ничем — финансовые круги США отказали России в необходимых инвестициях,однако и давление арабских стран закончилось бесславно. В итоге экспорт нефти из России и других стран бывшего СССР с 2001 по 2003 год вырос с 4,75 млн. баррелей в день до 6,95 млн. баррелей в день. Россия закрепила свое фактическое лидерство среди экспортеров нефти. За этот же срок поставки нефти на международный рынок странами ОПЕК и, в первую очередь, Саудовской Аравией снизились до уровня менее 30 млн. баррелей в день.

Несмотря на все это официальный Эр-Рияд не отказывается от подписания соглашения по проведению инвестиций в нефтяную сферу своего прямого конкурента. Вопрос только — зачем им это надо?

Серьезность этих намерений подтверждается неоднократными высказываниями такого авторитетного на Ближнем Востоке человека как нынешний глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова, который координирует осуществление неформальных контактов между российскими нефтяными компаниями и официальными лицами Саудовской Аравии.

Как опытный политик и поистине последний политический тяжеловес времен СССР Евгений Примаков мало, о чем говорит прямо, но даже из его недомолвок ясно, что переговорный процесс между саудитами и россиянами прямо-таки кипит. По скупым словам г-на Примакова, речь идет о самом спектре участия российских компаний в экономической деятельности Саудовского государства. Это экологические и транспортные проекты на территории Саудовской Аравии, в частности, ликвидации разливов нефти, утилизация нефтесодержащих вод и восстановление нефтезагрязненных территорий. Со своей стороны, по признанию Евгения Примакова, саудовская сторона хотела бы использовать богатый опыт (и крайне низкую стоимость российских специалистов) России в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, железнодорожный и городской транспорт. Речь идет о том, чтобы построить в одном из городов королевства метрополитен, подобный по роскоши Московскому. Даже в восстановлении одной из Саудовских железных дорог (Эр-Рияд — Мекка) готов участвовать целый консорциум российских компаний во главе с МФК "Система".

За всю эту "мелочевку" Саудовская Аравия, по сути дела хотела бы получить неявный, но серьезный доступ в российскую нефтяную отрасль. Нет сомнений, что и без открытой скупки российских компаний, саудиты легко найдут способы контроля над целыми секторами российской нефтедобычи. Опыт самого активного российского олигарха Бориса Березовского красноречиво продемонстрировал, что для того, чтобы контролировать финансовые потоки компаний в России, вовсе необязательно приобретать крупные пакеты их акций. Покупка же тех или иных топ-менеджеров отнюдь не рассматривается российскими чиновниками, как угроза национальной безопасности, соответственно, не вызывает жестких ответных мер.

Между тем, нефти в России осталось не так уж и много. Согласно исследованиям, проведенным британской транснациональной нефтяной компанией British Petroleum, при нынешнем уровне добычи и разведки нефти в России этого сырья хватит всего на 22 года. В докладе BP Statistical Review of World Energy 2003 приводятся данные о добыче, потреблении и разведанных запасах нефти в мире. Там же говорится, наибольшими ресурсами располагает Саудовская Аравия — 262 миллиарда баррелей, что составляет четверть мировых запасов.

Если учесть, что разведка новых месторождений нефти в России не проводится со времен ССР, то нефтеэкспортный потенциал нашей страны, притом, что власти поощряют увеличение добычи и экспорта, выглядит вполне скромно. И если уж Саудовской Аравии не удалось избавиться от серьезной конкуренции России на мировых нефтяных рынках, то почему бы не помочь конкуренту всю эту нефть поскорее добыть и продать. А при этом еще и получить себе в карман от продажи чужих ресурсов? Если не можешь избавиться от конкурента — войди в долю. Это непреложный закон рыночной экономики. И в этом свете намерения Саудовской Аравии выглядят логичными и дальновидными. В отличие от стремления российского бизнеса "мести мусор" на задворках богатейшей страны мира.

Обсудить