Что такое «чёрный» PR и как с ним бороться

Омская область на предвыборной карте России всегда представлялась одним из самых тихих регионов. На фоне шумных выборов прошлых лет, таких как, например, в Красноярске, а также нынешних, привлекающих внимание широкой общественности, как в Санкт-Петербурге — в Омске предпочитают не выносить мусор из избы, хотя по части использования грязных предвыборных технологий омское поле экспериментов не уступит никому.
Последняя битва, разгоревшаяся несколько лет назад, между губернатором Омской области Леонидом Полежаевым и мэром Омска Валерием Рощупкиным, закончилась поражением последнего, чьё тщедушное сопротивление было безжалостно подавлено огневой губернаторской мощью. После этого наступили времена относительного спокойствия, ввиду отсутствия сколько-нибудь значимых конкурентов областного главы.

Нынешний год, начавшийся под знаменем грядущих губернаторских выборов, вновь грозил превратить Омскую область в экспериментальное поле битвы политтехнологов.

Впрочем, беды ничего не предвещало. Методичное зомбирование населения города и области со стороны прогубернаторских СМИ позволяло надеяться, что третий срок губернатора плавно перетечёт в четвёртый без особого сопротивления со стороны кого бы то ни было. Потенциальных кандидатов набралось менее десятка, да и то, официальные удостоверения кандидатов в губернаторы получили лишь трое: пока ещё действующий губернатор области Леонид Полежаев, кандидат от КПРФ Леонид Маевский и заместитель начальника государственной лесной службы Омской области Вячеслав Шишкин.

Председатель облизбиркома Александр Кушнарев нынешнюю ситуацию в Омской области оценивает как "комариные укусы и мелкую грызню". "У нас нет ни черного, ни даже серого пиара. Особых скандалов ждать не стоит, это же Азия, а не Европа. Здесь все спокойно проходит всегда", — признался он. На громкие кампании, по его мнению, у кандидатов может попросту не хватить денег: расходы из избирательных фондов не должны превышать 50 тыс. МРОТ (5 млн руб.). При этом, по данным господина Кушнарева, фонды главных кандидатов — господ Маевского и Полежаева-составят от 1, 5 млн до 2, 5 млн руб.: "Думаю, 5 млн руб. никому собрать не удастся. Сейчас на их счетах висят суммы на порядок ниже".

Однако здесь Кушнарев без сомнения лукавит. Именно "черные" технологии и станут тем, что в очередной раз приведет Полежаева к победе. В том случае, если на поводу у этих "черных" технологий, конечно, согласятся пойти сами избиратели. Именно избиратели, зная об этих технологиях, могут поставить им заслон и сказать свое твердое — "нет!" грязному технологу Полежаеву.

Принято почему-то считать, что "черный пиар" - это только лишь борьба компроматов, поливание грязью соперников и т.п.. Но это далеко не так. "Черный пиар" - это прежде всего процесс манипулирования общественным сознанием и "слив" компромата только одна из самых видимых, но далеко не самый существенный механизм этого манипулирования. Любой уважающий себя политтехнолог вам в доверительной беседе расскажет о том, что реально делает "погоду", но публично об этом нигде не скажет — это его хлеб.

Каждый кандидат использует те методы, которые ему под силу. И Полежаев в этом случае также не гнушается теми возможностями, которые ему предоставлены положением губернатора.

Итак, попробуем разобраться во всём многообразии "черного" пиара на примере черного технолога Полежаева, которого на этих выборах обслуживает агентство "Prопаганда" (Москва).

Во-первых, задолго до выборов начинается массированный "вброс" в общественное сознание так называемых "исследований общественного мнения". Исследования, как правило, никто не проводит, ссылаются, обычно, просто на опрос (но информации о том, кто проводил, какие вопросы задавались, какая выборка была — нет). Тем не менее, согласно этим опросам, лидерство Полежаева и кредит доверия к нему населения недосягаемо.

Из этой же серии — публикация рейтинга политиков. Хорошо известно, что в рейтинг самых влиятельных политиков России, который публикует "НГ" можно попасть, просто договорившись с редактором, о местных рейтингах и говорить не приходится — они подконтрольны власти.

Во вторых, это максимальное использование административного ресурса. Про то, куда надавить и что нажать, чтобы остаться в выигрыше, сказано — не перечесть. Это и те же самые подконтрольные СМИ (можно вспомнить прошлые годы, когда губернатор недрогнувшей рукой забабахал порядка миллиона долларов на создание нового телеканала, или же знаменитую историю с "Омской правдой", на которую всем пенсионерам предложили подписаться по смехотворной цене, кажется порядка 30 рублей в год за ежедневную газету). А уж такой элементарный приём, как уйти в отпуск (согласно закону "О выборах", должностное лицо не имеет право на время выборной кампании занимать должность) в самый последний момент, дабы по максимуму использовать законные бюджетные средства на собственное самовосхваление, так и вовсе не является ни для кого откровением.

Особой статьей в этом перечне жульнических приёмов стоит и работа с избирательными комиссиями, формирующимися под зорким губернаторским оком ("ПРАВДА.Ру" уже писала о том, что в состав облизбиркома вошли только лишь лояльные к действующей власти члены). Так что проверка подписей и подсчёт голосов становится делом техники. Как, в своё время, говаривал товарищ Сталин: "Не важно как голосуют, важно — кто считает".

Кроме того, не стоит забывать о том, что равного доступа к избирателям у кандидатов, соперничающих с главой региона, нет и никогда не было. Постоянное же упоминание одного имени поневоле зомбирует людей, а, учитывая, что многие до последнего момента не знают за кого будут точно голосовать, то этим их настраивают изначально на одно единственное действие — поставить галочку против ЗНАКОМОЙ фамилии, а уж в том, чья это будет фамилия сомневаться не приходится.

И в заключение. Несколько дней назад руководители 23-х региональных отделений политических партий Омской области подписали совместную декларацию о приоритете морали и права над партийными, групповыми и личными интересами, в которой предлагается отказаться от "войны компроматов", а также соблюдать равенство в доведении достоверной информации до избирателя. Но зря они беспокоятся, никакой войны компроматов в Омске не будет. И без этого достаточно "чёрных" технологий. Правда идти они будут на вполне "законном" основании и вполне "законными" путями.

"Не читайте советских газет" - советовал герой романа М.Булгакова профессор Преображенский. А Алисе ее друг Птица Додо говорила: "Разве умные девочки читают, что написано на заборе?".

Так что омским, да и не только омским, избирателям следует воздержаться от чтения заборных надписей — толку от них мало, а вот нравственное и душевное спокойствие они могут подпортить основательно.

Игорь Придорогин
Правда.Ру

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить