Авторитетное мнение : Наблюдая старт "Колумбии", специалисты НАСА здорово ошиблись

Жертвы при исследовании космоса неизбежны. Таков всякий путь прогресса. Человечество должно платить эту цену

Редакция ПРАВДЫ.Ру обратилась к Старшему научному сотруднику Военно-Воздушной базы США (Eglin, Florida), бывшему сотруднику НАСА и бывшему советскому ученому Александру Болонкину с просьбой прокомментировать гибель "Колумбии".

- Гибель семерых космонавтов (Husband, McCool, Ramon, Brown, Anderson, Clark, Chawla) потрясли не только население США. Национальный траур был объявлен в Израиле, поскольку в состав космического экипажа входил первый израильский космонавт Ramon, вызвали большой общественный резонанс в Индии, ибо в составе экипажа Шаттла была американка индийского происхождения Chawla.

Вначале после известия о гибеля корабля было много версий трагедии, включая вариант диверсии, поскольку жители Техаса утверждали, что они видели взрыв корабля. В настоящее время, когда поступила информация о резком повышении температуры в левом крыле аппарата и затем внутри корабля за несколько минут до катастрофы, основной стала версия, что часть теплозащитного покрытия топливного бака ракеты отлетела от вибрации во время взлета, ударила в носок теплозащитного покрытия левого крыла и разрушила его на значительном участке. Это наблюдали во время старта, но специалисты НАСА решили, что повреждение незначительно и не помешает возращению летательного аппарата. Они здорово ошиблись. По моему опыту основная масса сотрудников НАСА — обыкновенные инженеры, попавшие туда после окончания института или по протекции. И успехи НАСА объясняются не гениальностью его состава , а большим финансированием США космических исследовании (в 30 раз больше, чем все остальные страны вместе взятие).

Но что они могли сделать? Отремонтировать корабль в космосе нет никакой возможности. Выход в космос и соответсвующее оборудование для ремонта не предусмотрены программой полета. Единственное, в чем могли убедиться космонавты, что повреждения значительны и они неизбежно сгорят при возращении на землю. Попытаться немедленно вернуть корабль во время взлета? Но пока поступила эта информация, пока ее анализировали, ракета прошла плотные слои атмосферы и нагрев корабля при возращении был бы неизбежен. Кстати, вопреки обывательскому мнению, внедренному журналистами, космический корабль греется в основном не в результате трения о воздух, а вследствии того, что он сжимает воздух перед собой, который нагревается до температуры около 2000 градусов.

Основная вина ложится на фирму Lockheed Martin, изготовительницу теплозащитного покрытия. Фирмы на несложные операции стремятся нанимать низкооплачиваемых малообразованных эмигрантов, которые часто пренебрегают строгим соблюдением технологии. Пять кораблей Шаттл с момента их эксплуатации (апрель, 1981г) совершили 113 полетов в космос, в том числе Колумбия сделала более 30 полета и была первым кораблем этой серии. За время их эксплуатации было немало неполадок. Но не было ни одной катастрофы во время возращения. Корабль "Челлендер", унесший жизнь также семи космонавтов, погиб во время взлета в январе 1986 году и субподрятчик Lockheed Martin, фирма Thiokol была признана одним из виновников той катастрофы.

В отличие от американцев, все советские космонавты (В.Комаров — 23 апреля 1967г; Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев — 30 июня 1971г) погибли при возращении на землю.
В гибели Комарова было виновато ЦК КПСС, которое категорически требовало совершить очередной космический полет к празднику 1 мая на недоведенном космическом корабле. В гибели 3-х других космонавтов, виновато, по-видимому (точно установить так и не удалось), несовершенство конструкции и требование ЦК втиснуть в одноместную кабину трех космонавтов.

Шаттл имеет теплозащитное покрытие, состоящее из 24192 плиток и 3254 гибких матов изоляции. Это покрытие защищает его от аэродинамического нагрева при выведении на орбиту и спуске. Это покрытие разное на разных участках и зависит от тепловой нагрузки данного участка. Наиболее теплостойкий материал — композит углерод-графит — (теплостойкость до 1650 градусов) — используется в носовой части корабля и на передней кромке крыльев. Плитки из стекловолокна защищают боковые поверхности (температура до 650 градусов). Маты из кварцевого волокна и войлочные маты теплоизолируют конструкцию корабля от раскаленных и испаряющихся плиток.

После каждого полета плитки заменяются на новые. Но плохая приклейка (соединение) и привели, видимо, к их отслоению во время взлета и вибрации.
Осколок, врезавшийся в левое крыло челнока на 80-ой секунде полета, весил около одного килограмма. Случаи откола изоляции топливного бака происходили и раньше с этим же кораблем, например, в 1992г. Но тогда повреждения Шаттла были незначительны и все обошлось благополучно.

Жаль, что НАСА не обратило на это должного внимания.

В пользу версии повреждения теплоизоляции свидетельствуют многие факты. За несколько минут до катастрофы в левом крыле сгорели датчики гидравлической ситемы, датчики давления воздуха в шасси, затем резко возросла температура в средней части корабля. Видимо, раскаленные газы проникли и туда. Корабль начал сходить с заданной траектории и компьютер стал корректировать его положение. Но до экипажа, находившегося в носовой кабине, температура, видимо, еще не дошла, поскольку никаких сообщении от командира корабля не поступало. Корабль, разрушился внезапно.

Гибель двух (Челленжера в январе 1986г. и нынешней Колумбии) из пяти Шаттлов крайне отрицательно скажется на Программе космических исследований США и особенно на программе Международной Космической Станции (МКС). Снабжение ее всем необходимым и особенно спасение космонавтов МКС во время аварийной ситуации становится очень трудной задачей. Я работал в НАСА во время создания спасательного космического корабля Х-33 и наблюдал за его испытаниями. Но эта прграмма еще не завершена и неясно, как она закончится. Все последние годы бюджет НАСА урезали и его лихорадило, заставляло рисковать в погоне за впечатляющими успехами, душить критику. Руководство НАСА уволило пятерых членов Совета по аэрокосмической безопасности и двух консультантов за их критику. Еще один член Совета ушел сам, несогласный с позицией руководства. Практика преследования критиков или людей несогласных с методами работы или программами, к сожалению, получила в НАСА широкое распространение.

Жертвы при исследовании космоса неизбежны. Таков всякий путь прогресса, путь познания неизвестного. Человечство должно платить эту цену, если оно хочет стать властелином природы, жить лучше и дольше. Эта цена ничтожна по сравнению с потерями человеческих жизней в войнах, от болезней, преступлений, терроризма. Но добытие нами знания, наука, новые технологии полностью преобразовали нашу жизнь, сделали нас царями планеты Земля.
Важно из каждой катастрофы делать правильные выводы, не повторять ошибок, свести к минимуму человеские потери, помнить о тех героях, которые отдали свою жизнь во имя новых знаний, прогресса человечества.

Я уверен, что американцы никогда не забудут о своих героях космоса, позаботятся о их семьях и детях. И мне больно сознавать, что Россия, страны бывшего СССР ( а космические достижения бывшего СССР были общим успехом, которым они вправе гордиться и теперь) не отмечают годовщины гибели своих космонавтов. В прежнем СССР даже в справочниках писали только даты их полетов без указания, чем они закончились. Это еще как-то можно было понять в отношении Комарова, который сгорая в корабле в предсмертных муках обматерил (о Боже!) родную коммунистическую партию, вынудившую (по тогдашней терминологии "доверившую" ) его лететь на корабле, на котором предполетное тестирование выявило более сотни дефектов. Но чем объяснить такое равнодушие к гибели Добровольского, Волкова, Пацаева, которые хотя и погибли в результате погони ЦК за рекордами, но не успели и словом обмолвиться по поводу родной партии, ввиду резкого разгерметизации кабины и отсутсвия космических костюмов. Всего за время космической эры погиб 21 космонавт.

С целью уменьшения вероятности гибели космонавтов я предлагаю снабжать Шаттлы небольшой термозащищенной кабинкой с парашютом, куда бы могли укрыться космонавты в аварийной ситуации. Размеры и вес Шаттлов позволяют это сделать.

Трагедии при исследовании космоса неизбежны. Но исследования надо продолжать, принимая все меры к тому, чтобы число жертв было минимальным.

Александр Болонкин,
Доктор технических наук,
Бывший старший научный сотрудник НАСА и советской космической индустрии,
Специально для ПРАВДЫ.Ру,
США

Автор Александр Болонкин
Александр Болонкин - советско-американский учёный, доктор технических наук (1971), профессор, специалист в области авиации, космонавтики, математики и компьютерной техники *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *