Нужен ли российско-эстонский еврорегион?

Еврорегион — одна из наиболее распространенных форм, в которых развивается приграничное сотрудничество в Европейском Союзе, то есть сотрудничество территорий, расположенных по разные стороны границы государств-членов ЕС. На данный момент в Европе существует около 100 еврорегионов.

Несмотря на стандартное название, в разных еврорегионах присутствуют различные уровни развития сотрудничества и интеграции — от очень глубоких (германо-голландская граница) до начальных (чешско-германская граница). В связи с расширением Евросоюза организационные рамки еврорегиона также расширяются, поскольку некоторые еврорегионы уже пересекают внешние границы ЕС. Фактически сейчас в Европе есть три политических пространства: государства-члены ЕС, государства-кандидаты и государства, не являющиеся кандидатами на вступление в Евросоюз. Принадлежность к тому или иному пространству определяет рамки и возможности приграничных интеграционных процессов и конкретное содержание того или иного еврорегиона.

Россия на настоящий момент вовлечена в три еврорегиона, к двум из которых относится Калининградская область и к одному — Республика Карелия. Эти еврорегионы по сути являются скорее лишь начальными формами интеграции приграничных регионов, политической декларацией готовности к сотрудничеству, чем его реальным воплощением. Причин для этого несколько: слишком большие различия в организации жизни и управления по разные стороны границы, неготовность Европейского Союза к финансированию такого рода сотрудничества и др. Так, в частности, недостаточная самостоятельность российских регионов в области внешних связей затрудняет сотрудничество с такими странами, как Финляндия и Швеция с их развитой системой местных самоуправлений.

Кроме того, интеграционные процессы внутри ЕС финансируются из более щедрой и гибкой программы ИНТЕРРЕГ, а подобные процессы вне ЕС — из более бюрократизированной и неприспособленной для совместной работы с ИНТЕРРЕГ программы ТАСИС. При этом инструмент прямого финансирования сотрудничества на внешних границах ЕС просто отсутствует. В результате всего этого возникло определенное разочарование в возможностях еврорегионов на внешних границах ЕС. Критики стали называть такие еврорегионы не более чем "крышей для чиновничьего туризма" и бессмысленным выкачиванием евроденег без реального результата.

Идея создания еврорегиона на российско-эстонской границе в зачаточной форме существует уже несколько лет, хотя до последнего времени общее негативное состояние отношений между двумя странами делало практически невозможной ее реализацию. Негативно сказывался и недостаток местной инициативы. За последний год отношения Эстонии и России заметно улучшились, и Эстония стала рассматриваться по другую сторону границы как будущий член ЕС и НАТО, а не как скрыто враждебное государство. Это ставит вопрос об использовании открывающихся возможностей или, скорее, о том, почему они не используются.

Для создания еврорегиона необходимы три предпосылки: наличие местной инициативы (от местных самоуправлений на границе), государственная поддержка и международное финансирование (от Евросоюза). Реальная же ситуация такова, что на российско-эстонской границе местные элиты предполагают, что центральное правительство не поддержит их инициативы по развитию сотрудничества, а использовать международные возможности они пока не умеют.

В такой ситуации логичен вопрос, а нужен ли вообще еврорегион на границе между Россией и Эстонией? С одной стороны, как показывает опыт участия России в такого рода проектах, ожидать от них быстрых практических результатов было бы безосновательно. С другой стороны, такой еврорегион в долгосрочной перспективе может иметь серьезный потенциал. Так, это позволит зафиксировать регион в качестве одной из приоритетных зон развития с точки зрения ЕС. Кроме того, это приведет к серьезным сдвигам в том, каким образом население и политики двух стран воспринимают друг друга, разрушая имидж враждебности и создавая ему взамен имидж сотрудничества.

Подобным же образом это скажется и на международной оценке отношений России и Эстонии. Для Европейского Союза такого рода регионы — в первую очередь, один из инструментов для постепенной интеграции европейской части России в свое пространство, средство распространения в Россию своих норм и стандартов.

Таким образом, выгоды от создания еврорегиона на российско-эстонской границе зависят от перспективы, с которой рассматривать такой регион. Если в краткосрочной перспективе его создание выглядит малообещающим, то в долгосрочной перспективе может принести ощутимые обоюдные дивиденды.

Андрей Крашевский,
Тюйр Кармо, Академический центр Балтийских и Российских исследований, Тарту, Эстония

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *