Прощай, оружие!

В Санкт-Петербурге, кроме общеизвестных достопримечательностей, есть еще одна особенность, о которой мало кто знает. В городе существуют военные производства, здесь расквартированы воинские части. Такое положение сложилось в результате дискуссии конца двадцатых годов прошлого века, когда правящая партия, переведя столицу в Москву, решила придать городу статус «угасающего». Действительно, положение бывшей столицы империи в то время было незавидным: отток населения, прекращение столичных функций и практически полное отсутствие промышленности. Но здравый смысл победил, и инфраструктуру стали наполнять содержанием. Тут подоспела индустриализация и появились новые производства, причем в основном военного профиля.
 Для них выделялись колоссальные участки городской земли, иногда прямо в центре города, выделялось безлимитное финансирование. Нужно было успеть подготовиться к мировой войне.

Одним из таких предприятий была войсковая часть 67678. Или номерной артиллерийский ремонтный завод. Он и сегодня занимает огромную территорию на проспекте маршала Блюхера. И хотя его юридический адрес – всего один дом по этому проспекту, 12-й, реально это тринадцать административно-хозяйственных зданий, пятьдесят шесть производственных помещений, пятнадцать жилых домов и два общежития. Плюс база отдыха в престижнейшем месте области – в Комарово.
Причем с Комарово – отдельная история. Там у завода три спальных корпуса, и все они – памятники истории и культуры. И вот теперь всего этого государство может лишиться. Каким образом?

В послекризисном 1999 году войсковая часть 67678 – номерной артиллерийский ремонтный завод – по решению начальника эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны генерала Маева, утвердившего устав предприятия, -- изменяет название. Собственность министерства становится просто ГУПом (государственным унитарным предприятием) 775 АРЗ. Словосочетание «Войсковая часть 67678» сначала ставится в скобки, а позже вообще исчезает. Но это случается уже в конце 2002 года, когда выходит распоряжение заместителя министра обороны, начальника вооружения генерал-полковника А. Московского. Причем делается это с нарушением закона: уже полгода на заводе, а фактически в воинской части идет процедура банкротства, и по закону, всякое изменение уставных документов возможно только с согласия кредиторов. Но их мнения никто не спрашивал. А своим распоряжением генерал устранил последнее препятствие на пути приватизации военного производства. Ведь войсковой части юридически уже не существует.

Стоит подробнее остановиться на измененном уставе ФГУП «775 АРЗ». Пункт 2.2. Виды деятельности. Читаем: производство военной техники; утилизация вооружения, военной техники и имущества; эксплуатация автозаправочных станций; хранение нефти и нефтепродуктов, и прочая, прочая, прочая. Включая организацию и проведение работ по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. То есть по уставу новообразованный ФГУП может делать оружие и продавать его, в том числе и за границу. При минимальном контроле со стороны государства.
 Но это все может оказаться просто ненужным. Сегодня предприятие практически банкрот. Благодаря умелому руководству командиров, на заводе висят огромные долги и его будущее поставлено под вопрос. Что произойдет с заводом, если его имущество перейдет к кредиторам или будет распродано на торгах? И что в результате получит государство, на протяжении многих лет создававшее это уникальное производство?

 В соответствии с планом внешнего управляющего Жаднова, имущество завода и 35 гектаров (вдумайтесь только!) ценнейшей земли в центре города должны быть распроданы за бесценок. Смотрим приложение к Уставу. Административно-хозяйственный комплекс (напомним, 13 зданий) по балансовой стоимости оценивается меньше чем в восемь миллионов рублей. А какова же остаточная стоимость всех этих объектов? Чуть больше четырех миллионов.
 Однако самое интересное – это база отдыха. Напомним, что это три спальных корпуса – исторические памятники – столовая, изолятор, прачечная и жилой дом для персонала. Так вот, если балансовая стоимость корпусов колеблется от 57 до 68 тысяч рублей, а других объектов от 11 до 34 тысяч, то остаточной стоимости они не имеют вообще! То есть их как бы и нет вовсе! Зато есть два гектара земли, на которых отсутствующие объекты расположены.
 И все это отражено в уставе, утвержденного генералом Московским. Для чего? В чьих интересах обесценены практически все объекты? Этим вопросом по долгу службы задалась и военная прокуратура, в ходе проверки подтвердившая документально все вышеперечисленные факты. Но может ли она разобраться с высокими военными чинами, изобретшими столь незатейливую, но эффективную схему? Судите сами – уже в декабре прошлого года все собранные материалы из военной прокуратуры забрала себе гражданская прокуратура. А это априори означает, что в возможном уголовном деле военные фигурировать не будут.

Бизнес есть бизнес. Он давно пришел в армию и сегодня диктует свои приоритеты. Так уже было с 586 Авиационным ремонтным заводом ВВС в том же Санкт-Петербурге, так происходит и со знаменитым Кронштадтским морским заводом, заложенным еще Петром великим. Как видим, подобные схемы повсеместно, широко и азартно тиражируются высокими военными чинами, своего рода бизнес-генералами. Вот только что получает государство от их деятельности, которую само же и оплачивает?

Василий Парамонов

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить