Тихий ужас провинциального морга

Волгоградская медицина оказалась в центре скандала
На этот раз дело коснулось бюро судебно-медицинской экспертизы. 10 июля это учреждение было выселено из здания, которое занимало более пятнадцати лет, и перебралось в другое, непригодное, помещение. В результате, на грани срыва оказалась нормальная, полноценная работа этого важнейшего ведомства, а вместе с ней "повисает" расследование десятков тяжких уголовных дел. Дошло до того, что, как сообщил газете заместитель начальника Волгоградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Павел Шиков, трупы, в ожидании вскрытия, лежат на полу штабелями в четыре-пять слоев. А эксперты, чтобы ускорить работу, вскрывают покойников на столах, а зашивают уже на полу, освобождая место для нового тела. В скандальную ситуацию с волгоградским бюро СМЭ оказался "втянутым" даже президент России.

Что же случилось в Волгограде? Чем занимается бюро судебно-медицинской экспертизы, знает всякий. Несмотря на то, что организационно СМЭ входит в состав органов здравоохранения, выполняет она особые функции — изучает причину смерти человека. Делается это, в большинстве случаев, в рамках расследования уголовных дел. Сами понимаете, ошибаться здесь нельзя. В год судмедэксперты бюро производят до 6000 вскрытий. Пусть простят меня читатели за излишние подробности, но человека нужно не только разрезать, а внимательно изучить все органы тела, кожный покров, состояние самых мельчайших частиц. От того, насколько внимательно и профессионально будет выполнена экспертиза, зависит не только состояние уголовного дела, но и судьбы живых людей.

До недавних пор СМЭ занимала часть помещения морфологического корпуса Волгоградской медицинской академии. В 1987 году СМЭ была переведена сюда из полуразвалившегося здания. Тогда говорили, что переезд временный. Вскоре найдутся деньги и под СМЭ отремонтируют либо построят другое помещение. Время шло, денег все не было, а соседство студентов медицинской академии становилось все более невыносимым. Летом нынешнего года ректор медакадемии выселил бюро судебно-медицинской экспертизы из своего учебного корпуса. Понять ректора можно: неприятное соседство учебных классов с бюро привело к тому, что ряд студентов заразился тяжелыми болезнями. Кроме того, по медицинской традиции, студентам лучше работать с "чистыми" трупами, здоровыми и проверенными, а не с тем контингентом, который проходит через руки патологоанатомов бюро СМЭ.

Из "временного" места обитания, морфологического корпуса ВМА, бюро было переброшено в другое "временное" помещение: патологоанатомический корпус больницы "скорой помощи". Это отделение создано в больнице для того, чтобы проводить вскрытие больных, умерших здесь же. Кроме того, в патологоанатомическом отделении больницы "скорой помощи" вскрывают умерших от онкологических болезней и всех умерших детей области. Несмотря на большой список, вскрытий проводится не так уж и много, порядка 800 в год. Примерно на такую же "пропускную способность" и рассчитано отделение. А тут подселили целое бюро судебно-медицинской экспертизы, через которое в год проходит около шести тысяч трупов. На такую массу покойников отделение просто не рассчитано. В зале смогли поставить только четыре стола, два закрепили за больницей, еще два — за бюро. В день патологоанатомы бюро производят около тридцати исследований, что далеко от идеала.

Помещение, куда переселили бюро судебно-медицинской экспертизы, буквально разваливается на глазах. Как отметил заместитель начальника бюро Павел Шиков, канализация в корпусе на грани разрушения, в подвале стоит вода, электрощит постоянно искрит. Но даже этого места патологоанатомы могут лишиться. По неофициальным данным, главный санитарный врач области готов вынести решение о прекращении работ в помещении, где не соблюдаются даже основные нормы санитарной безопасности.

Ко всем этим бедам добавилась еще одна. Дело в том, что в новом корпусе нет холодильников и остро не хватает стеллажей для хранения трупов. В итоге, в тридцатиградусную жару трупы лежат на полу штабелями.

"Теперь говорить о качестве экспертизы вообще не имеет смысла", — считает Павел Евгеньевич Шиков. 17 июля он направил письмо в адрес президента России, в котором описал бедственную ситуацию, сложившуюся в Волгограде:

"Я более 32 лет отдал любимой специальности — судебно-медицинской экспертизе. Никогда не писал жалоб, но в сложившейся ситуации гражданский долг обязывает.

Судебно-медицинская экспертиза в раскрытии тяжких преступлений крайне важна, дает следствию и суду объективные доказательства. Без высокого уровня экспертиз невозможен суд присяжных, и действительность это уже наглядно демонстрирует.

В Волгограде судебно-медицинской экспертизы, как таковой, нет, уничтожена. У нас глупейшим решением в 1987 году судебно-медицинский морг и вся служба были размещены в учебном корпусе медицинского университета. В то время, при проектной мощности морга 600 вскрытий, в год уже вскрывались до 2000 умерших, однако решение подписали СЭС, пожарные и так далее, даже при отсутствии очистных сооружений.

Сейчас вскрывается до 6000 умерших в год, вопиющее нарушение всяких норм, ужасные условия для экспертов, лаборантов (до 10 процентов больны туберкулезом). 10 июля экспертизу выселили в патологоанатомическое отделение больницы №25 на два секционных стола, при полном отсутствии площадей для сотрудников, хранения умерших и холодильного оборудования. Описывать ужасы морга в этих условиях не имеет смысла.

Бюро СМЭ десятилетиями обращалось во все уровни власти. Понимаю, насколько наивна моя вера в царя-батюшку, который все решит. Но искренне надеюсь, что прочтет мое письмо ответственный государственный человек и Ваши указания, наконец, решат проблему экспертизы в регионе. Не буду доказывать, что это крайне необходимо правоохранительным органам, к тому же все забывают, что отношение к покойным — огромная морально-этическая проблема. Прошу срочного содействия и убедительно прошу взять на контроль мое обращение".

Ответа от президента пока еще нет. Но в самой Волгоградской области уже поняли, что проблему нужно решать в самое ближайшее время. Говорят, что уже состоялись несколько заседаний, на которых рассматривался вопрос обустройства бюро СМЭ. Есть варианты размещения ее в бывшей прачечной медсанчасти одного из заводов, в здании бывшего ПТУ и так далее. Но пока все остается на прежних местах: патологоанатомы у двух столов, покойники в штабелях, чиновники в кабинетах.

Кстати, в России насчитывается около 4000 судмедэкспертов. Несмотря на ужасные условия работы, у них есть только одна льгота — 25-процентная надбавка к заработной плате.

Михаил СЕРЕНКО
День за днём

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *