Афера до Страсбурга довела

Редкая птица долетит до середины Днепра, редкое дело дойдет до рассмотрения в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Даже сами правозащитники признают, что иной раз только на то, чтобы добиться от Страсбургского суда согласия рассмотреть то или иное дело может уйти не один год, а сколько потом будет длиться судебный процесс, и вовсе никому не ведомо. Что поделать, бюрократия она и в Европе бюрократия.

Впрочем, совсем недавно Страсбургский суд удивил всех, и буквально в считанные дни принял к рассмотрению дело некоего туркмено-российского гражданина. Правозащитники восторгаются: спасибо Павлу Лаптеву, уполномоченному России при Европейском суде. Однако люди, настроенные более пессимистично, говорят, что ж, деньги они и в Европе деньги.

Для того чтобы понять, кто прав, лучше обратиться к материалам самого дела, которое, кстати, в Туркмении уже было названо "аферой века".

История эта началась еще весной прошлого года, когда на работу в Центральный банк Туркмении устроился некто Арслан Какаев, 25-летний молодой человек из поколения современной "золотой молодежи" республики. Папа Какаева, банкир одного из провинциальных банков Туркменистана, в свое время оградил отпрыска от службы в армии, обеспечил его образование, а потом поспособствовал и его трудоустройству.

На новом месте работы молодому программисту доверили ответственный участок — обслуживание международных платежей по системе "Свифт".

Рекомендации, обеспечившие ему трудоустройство, гарантировали и высокое доверие начальства, в результате чего он получил неограниченный доступ и к иностранным счетам Туркмении, и к соответствующим кодам, необходимым для осуществления банковских операций.

Очевидно, на аферу Какаев решился, когда убедился, что его работа никем в банке не контролируется. К лету он уже обзавелся необходимыми знакомствами, и в июле прошлого года совершает первую пробную "выемку": 1,2 миллиона долларов он переводит со счетов Туркменистана в одном из немецких банков на счета некой английской фирмы, где у Какаева были свои люди.

Если б операция обнаружилась, ее можно было бы списать на ошибку, а деньги вернуть, и на этом все бы и кончилось. Но хищения в Центробанке Туркмении никто не заметил, а потому Какаев продолжил доить бюджет государства. С июля до начала сентября с зарубежных счетов Туркменистана он перевел в различные оффшорные и подставные фирмы Прибалтики, США и ряда других стран более 40 миллионов долларов, после чего бежал из страны. При этом один из последних переводов на сумму в 20 миллионов долларов он сделал в Россию, где эти деньги уже ждали его сообщники. Для этого они подготовили банк, где были открыты счета несуществующей американской фирмы, наготове держали поддельные документы вьетнамца By Фыонг Нама, было готово и банковское хранилище под наличку.

Афера вскрылась в сентябре прошлого года, практически сразу после бегства Какаева. Для правоохранительных органов Туркмении стало очевидным, что такая акция одному не по силам. Они вскоре вычислили большинство участников дела, объявили их в розыск, при этом оказалось, что ряд из них скрывается в России. Тогда же появились и догадки о том, что вся афера планировалась заранее, и Арслан Какаев был специально внедрен в Центральный банк Туркмении для ее осуществления.

И тут начинается самое интересное. Так, оказалось, что еще осенью 2001 года один из служащих ЦБ Туркменистана Мурад Гарабаев подал в российское посольство в республике фальшивые документы на получение российского гражданства, которое и получил весной прошлого года, как раз вскоре после того, как в ЦБ начал работать Какаев. Туркмению же Гарабаев покидает в августе, уже после того, как Какаев произвел первые "выемки" денег.

Правда, и от туркменского гражданства Гарабаев не отказывается. Вряд ли можно назвать случайным совпадением и то, что брат Мурада Гарабаева работал в российском "Индустриальном экспертном банке", через который и проходила отмывка тех самых 20 миллионов долларов, которые Какаев отправил в Россию. Да и сам факт того, что половина украденных денег, в конце концов, объединились в Чехии и Словакии, где были инвестированы в строительство отелей, свидетельствует о том, что за аферой стояла преступная группировка, которая все спланировала заранее.

Теперь правоохранительным органам России и Туркменистана уже известен практически весь список исполнителей, найдены и следы большей части украденных денег. Казалось бы, на этом можно было бы и закончить, но тут в дело вмешались правозащитные организации, которые почему-то решили , что Россия не должна выдавать мошенников Туркмении. Скандал, дошедший, кстати, до Страсбургского суда, разразился из-за Мурада Гарабаева.

Отечественные правозащитники взялись доказывать, что Россия не должна была выдавать Гарабаева Туркменистану, даже вопреки тому, что этого требуют международные нормы, а российское гражданство мошенник получил незаконно. Достаточно странную позицию занял в этом деле и уполномоченный РФ при Европейском суде Павел Лаптев.

Есть решение суда, которым установлен факт представления Гарабаевым недостоверных данных для получения гражданства РФ. Это решение суда не торопится исполнять МИД, хотя факт фальшивки установлен, и Гарабаев должен быть лишен российского гражданства. Почему-то не нравится это решение и Лаптеву. Он в присутственном месте, на глазах у многочисленных зрителей начал попросту приставать к председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой, требуя от нее внести протест на решение районного суда, лишившего Гарабаева гражданства России. Окружающие сначала удивились, но потом поняли, что слишком усердно Лаптев отмечал судейский юбилей и явно не рассчитал свои силы...

Впрочем, специалистов не удивляет подобный поворот событий. Не видят они случайности и в том, что во время обысков в одном из российских банков туда вдруг приехал депутат Госдумы, который активно пытался мешать следственным мероприятиям. Не случайно и то, что обычное уголовное дело приобрело столь скандальную окраску, да и ведомство генпрокурора Устинова что-то особой прыти не проявляет. Тут бы прокурорам встать в полный рост и начать непримиримую борьбу с отмыванием "грязных" денег в России.

Действительно, 40 миллионов — не маленькая сумма, и те, кто их похитил, вовсе не заинтересованы ни в том, чтобы возвращать деньги, нив том, чтобы нести ответственность за свои действия. А потому они готовы потратить некую сумму на кампанию в свою защиту в прессе и в судах. А потому вряд ли случайно в Москве один и тот же судья сначала вообще отказывается рассматривать дело Гарабаева, а потом вдруг соглашается и принимает положительное для мошенника решение. Кстати, и генеральный прокурор вдруг опомнился, а, узнав, что в России тоже есть серьезные претензии к Гарабаеву, запросил дело назад.

Не удивляет и то, что на фоне других дел, которые ждут своего рассмотрения в Страсбурге месяцами, дело Гарабаева, думается, не без содействия г-на Лаптева, принято к рассмотрению здесь в считанные дни. При этом суд нарушает собственные же положения, которые требуют от него принимать к рассмотрению лишь те дела, по которым на родине исчерпаны все возможности для их решения. В России же адвокатам туркменского мошенника не потребовалось даже доходить до уровня областного суда, не говоря уже о Верховном. Ну что ж деньги они и в Европе деньги. А в данном случае речь идет об очень больших деньгах.

Сергей Семенов,
Специально для "ПРАВДЫ.Ру".

Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить