Тамагочи из плоти и крови

Семилетний Паша, позабыв стыд и совесть, начал крыть родителей матом. Дыша перегаром, он посылал их собирать бутылки и клянчить милостыню. А после пропил пособия, которые дал родителям собес, и выгнал их из дома. Правда, звучит нелепо? Такого ведь не может быть, скажете вы. Конечно же, не может. Взрослый не позволит так обращаться с собой. Подобным образом у нас поступают лишь с детьми...
Сейчас с голубых экранов все чаще и чаще стали раздаваться голоса в защиту детства: пора, мол, покончить с беспризорностью, сделать так, чтобы у каждого российского ребенка был нормальный "стол и кров". Поколение "эпохи реформ" выросло диким сорняком — каких-то пятнадцать лет, и мы уже захлебываемся в море преступности. Подростки грабят, насилуют, убивают:
Сегодняшний уровень беспризорности сравнивают с уровнем времен гражданской войны. Беспризорность явная отягощается беспризорностью скрытой. У большинства тех ребятишек, что клянчат милостыню у дорогих супермаркетов, оказывается, есть родители. Но они уже давно плюнули на воспитание своего чада и в пьяном угаре, наверное, и не помнят, "а был ли мальчик?" Улица становится домом для таких детей, они ночуют в колодцах, отогревают руки у Вечного огня.

Распад личности за полгода
А знаете ли вы, что говорят психологи по этому поводу? Они утверждают, что за 3 месяца бродяжничества в психике ребенка происходят существенные изменения. А по прошествии полугода процесс изменения личности необратим. Даже если ребенок попадет в детское учреждение либо в приемную семью, он уже никогда не сможет стать полноценным членом общества. Ребенок с извращенной психикой, не понимающий разницы между добром и злом, между черным и белым, не знающий тепла и ласки матери, вряд ли будет хорошим семьянином, тружеником, ведь у него нет опыта нормального человеческого общения, нет профессиональных навыков:
Не так давно к многочисленным законам, регулирующим "счастливое" детство, добавился указ президента "Об основах профилактики безнадзорности". Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда: благие пожелания забыли подкрепить деньгами.
- Прежде всего для его наилучшей реализации требуются средства, — восклицают сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних. — Как часто мы бываем бессильны! Проходит рейд, в котором участвуют представители комиссии по делам несовершеннолетних, отделы ПДН, а "выловленных" беспризорников попросту некуда девать. Ребенка нужно поместить в реабилитационный центр, убрать с улицы до выяснения всех обстоятельств, а возможности нет. Раньше помогал распределитель, и хорошо "знакомых" беспризорников мы могли поместить туда. Теперь же это закрытые учреждения, в которых находятся только подростки, совершившие правонарушения.
Сегодня одной из проблем работы всех служб остается преодоление скрытого беспризорничества. Многие ребята не считаются беспризорниками, потому что им назначили опекунов, в основном бабушек и дедушек. А кто эти бабушки и дедушки? Это родители, которые, в свою очередь, не смогли воспитать своих детей. И никакой гарантии нет, что на этот раз они справятся. Чаще всего так и происходит: не справляются.

Бедность не порок. И не оправдание
Многие "неблагополучные" родители сетуют на бедность, в которой они оказались. В действительности виной всему не бедность, а безответственность. Нередко на опекунском совете, на комиссии по делам несовершеннолетних разбирается поведение родителей с многодетными семьями. Причем дети у них маленькие. Но если ты заводишь шестого ребенка, будучи не в состоянии обеспечить пятерых предыдущих, то о чем это говорит? И нечего кивать на финансовые трудности. Многие семьи во имя детей нашли силы бороться с трудностями, было бы желание: Работы сейчас полно — пусть не приносящей огромного богатства, однако пропитание и крышу над головой обеспечить себе и детям можно. Конечно, если думать об этом, а не о том, как бы выпить да погулять:
А государство, между прочим, пытается подобных мам-пап защищать — в меру своих возможностей. Для матерей-одиночек, для малообеспеченных семей в детских дошкольных учреждениях оплата льготная. А в иных случаях вообще можно добиться освобождения от уплаты. Просто некоторые "мамочки" ленятся собирать нужные бумаги. Члены комиссии по делам несовершеннолетних несколько раз сталкивались со случаями, когда пенсия по утере кормильца не была назначена вовремя. Потому что женщина-вдова постоянно находится в объятиях зеленого змия и ей недосуг. Были случаи отказа от постановки на учет в центре социальной защиты: не хотят собирать справки, не хотят думать ни о себе, ни о детях.
Очень часто встает вопрос о лишении родительских прав. Разные родители относятся к этому по-разному. Кто-то берется за ум, а кого-то происходящее совсем не волнует. Бывает, что от детей отказываются ради денег. Мать делает опекуном бабушку, чтобы получать пособие (а оно довольно заманчивое — до 1500 рублей).
Выходит, дети — это игрушка в руках взрослых? Этакие тамагочи из плоти и крови, никогда не знающие, отзовутся хозяева-родители на их зов или оставят биться в конвульсиях до тех пор, пока хватит "заряда". Захочу — накормлю и воспитаю, не захочу — откажусь, выброшу: Выходит, так. И как же многолико детское горе, как горько "социальное" сиротство.
На этом фоне удивительней всего то, что дети, в отличие от взрослых, не осознают, что их подло предали. Они готовы перед всеми защищать свою пьяницу-мать, собирать ей бутылки на хлеб, заботиться о самих себе, не обременяя ее и без того "нелегкое" существование. Пока ребенок маленький, он с упорством цепляется за иллюзию семьи, которая с годами тает, как дым.
Алена Егорова, "Аргументы и Факты — Челябинск" (региональный спецвыпуск "Курган")

Обсудить