Переход через Южный Полюс: Очередное исследование проблемы глобального потепления климата

Взятые участниками американской полярной экспедиции образцы льда — ключ к исследованию изменений земного климата.
Ровно через 90 лет после того, как нога человека впервые (?) ступила на Южный полюс, завершилась удивительная полярная экспедиция, участники которой пытались проследить историю развития климата самого негостеприимного континента планеты.

Чтобы преодолеть 775 миль, предусмотренных маршрутом, американским исследователям потребовалось 27 дней (на какой-нибудь автостраде на это ушло бы часов 11): 14-тонные трактора еле ползли по глубокому сумету, застревая в ледниковых расселинах и борясь со снежными бурями.

Экспедиция исследовала ледяной покров континента и его климатический режим: второе непосредственно влияет на первое. Ледяная шапка на западе материка — это огромный запас воды: именно благодаря ему около 11-14 тысяч лет назад уровень мирового океана повысился на 25 сантиметров и сохранялся в таком виде на протяжении почти целого тысячелетия. Как показывают исследования, за последние 10 тысяч лет ледяная шапка Антарктиды стала тоньше на 60 см, причем процесс этот продолжается и поныне.

Геолог из университета штата Мэн Пол Маевски, возглавлявший экспедицию, считает, что изучение изменения снежного покрова Антарктиды необходимо, чтобы хотя бы отчасти подготовиться к тем сюрпризам, которые он может преподнести в будущем, особенно в свете глобального потепления. По мнению ученых, начавшееся в последний ледниковый период уменьшение снежного покрова самого южного континента продолжится. Хотя в целом, замечает доктор Маевски, ледяной покров в Западной Антарктике стабилен. Собранные экспедицией образцы ледяного покрова имеют возраст от 200 до 1000 лет. Сравнив их с образцами льда, взятыми на большей глубине, ученые надеются выяснить, действительно ли образование ледника является частью длительного природного процесса и повлияет ли на эту тенденцию глобальное потепление.

Экспедиция достигла Южного полюса 2 января. Изначально старт был запланирован на 23 ноября, однако начавшиеся снегопады превзошли самые пессимистичные прогнозы (столь сильные снегопады и довольно высокие температуры принято объяснять эффектом Эль Ниньо, хотя в той же Арктике его влияние не столь очевидно): тяжелые трактора и сани буквально увязали в снегу, удалось преодолеть лишь 25 миль от стартовой точки — станции Бирд. К 7 декабря механики поставили на тракторах другие полозья — нечто похожее на понтоны самолета-амфибии.

Команда состояла из трех женщин и семерых мужчин. Все жили в фанерных домиках и питались в общей палатке-столовой на санях, которую тянули трактора. Та же палатка служила спальней для женщин, а один из фанерных домиков был одновременно лабораторией. Кроме того, состав из мини-тракторов тащил топливо и электрогенераторы.

Экспедиция проходила под эгидой Трансантарктической исследовательской экспедиции: это многолетняя программа, в которой участвует 19 стран.

Ряд полярных проектов исследуют физические процессы, изучая работу климатической системы на высоких широтах. Что же касается Трансантарктической экспедиции, то ее цель сбор данных по всему ледовому континенту. Исследуя образцы ледяного покрова (который поглощает воздух), можно получить информацию об имевших место осадках, а также о других природных явлениях прошлого, вроде извержения вулкана или сильного шторма. На основе образцов льда, взятых из районов со сравнительно плоским ледяным покровом, с помощью разработанной за последние 50 лет методики, можно получить куда более обстоятельную климатическую картину, нежели на основе информации, получаемой с различных станций, расположенных на континенте.

Для составления карты скрытого льдом рельефа Антарктиды исследователи используют радар, благодаря которому можно обнаружить расселины в скалах и исследовать различные слои ледяного покрова, не проводя специальных бурений. Кроме того, глубинный радар поможет установить, насколько реальный рельеф материка сказывается на очертаниях ледяной поверхности. Эти данные облегчат выбор подходящего места для взятия образцов. Установив таким образом расположение снежных слоев, можно сделать вывод об изменениях снежного покрова и создать модель изменения погоды.

По словам доктора Эркоуна, перемещая радар из одного района материка в другой, ученые обнаружили определенные различия в климатических режимах. Кроме того, участники экспедиции регулярно запускали аэростат и, используя данные обоих видов исследования, брали результаты замеров от скального основания до высоты в 23 километра от поверхности ледяного покрова.

Питер Н. Споттс
Christian Science Monitor

Перевод с английского Веры Соловьевой

Данный комментарий публикуется в рамках договоренности о сотрудничестве между компаниями "ПРАВДА.Ру" и Christian Science Monitor

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *