Экономическое самоубийство в республике Коми

Что могут сделать двое мелких чиновников регионального министерства по управлению имуществом? Как выяснилось, очень многое. Особенно, если они действуют с молчаливого согласия своего руководства и местных властей.
Всего через месяц государство окончательно потеряет всякий контроль над Среднетиманским месторождением бокситов — крупнейшим в России по количеству разведанных запасов. Потеряет лишь потому, что пакет акций, находящийся в госсобственности, перестанет быть блокирующим — в результате проводимой на ОАО "Боксит Тимана" дополнительной эмиссии.

Сегодня 75% акций уникального предприятия принадлежит холдингу "СУАЛ", а остальные 25% - Республике Коми. Соотношение можно было назвать оптимальным. С одной стороны, есть частный собственник, по определению обеспечивающий более высокую, чем государство, эффективность управления. С другой — соблюдаются интересы государства.

Точнее, соблюдались. Приходится говорить в прошедшем времени, поскольку проголосовав за выпуск дополнительных акций, представители Республики в совете директоров фактически отказались от какого-либо участия в экономической жизни предприятия.

Чтобы сохранить прежний акционерный статус, нынешние владельцы блокирующего пакета должны выкупить акции на сумму более 22 млн. рублей. Однако в республиканском бюджете финансирование этой статьи расходов не предусмотрено. А значит, их доля будет размыта практически вдвое. Цена же пакета и вовсе упадет в несколько раз.

Почему так ценен именно блокирующий пакет? Без согласия его владельца нельзя изменять Устав, реорганизовывать или ликвидировать акционерное общество, уменьшать уставной капитал, размещать ценные бумаги. Но все это можно будет делать, если на руках у государства вместо нынешних 25% останется всего 12%.

За решение о допэмиссии голосовали оба представителя Мингосимущества Республики Коми: И. Б. Гранович и Д. Н. Зенин. Понятное дело, не по собственной наивности, а по решению своего начальства. Чем руководствовалось оное, принимая невыгодное для государства решение — вопрос не столько для аналитиков и комментаторов, сколько для правоохранительных органов.

Порой даже самое выгодное и нелогичное, на взгляд обывателя, решение власти могут объяснить и попытаться оправдать. Но есть поступки, в основании которых кроме корысти и предательства государственных интересов ничего отыскать невозможно.

Так глупость или измена? Этим вопросом задалась Генеральная прокуратура. Ведь в действиях властей Коми усматривается нарушение ст. 285-286 УК РФ (превышение и злоупотребление должностными полномочиями), а также ст. 293 (халатность). Республиканской прокуратуре было дано поручение проверить законность действий соответствующих должностных лиц.
Однако прокуратура Республики Коми, похоже, не долго утверждала себя проверкой. Видимо, все было решено заранее. Уже неделю назад республиканская прокуратура подготовила решение, признающее сделку полностью законной. Непонятно, устроит ли такая отписка — ведь понятно, что никто нарушений всерьез не искал — Генпрокуратуру. Может быть, для подстраховки это решение планируется обнародовать лишь 20 марта, несмотря на то, что 17 числа истек последний день подачи заявок на приобретение пакета акций. А может быть, кто-то попросил потянуть время, ведь до официального срока размещения допэмиссии — 24 апреля — осталось уже совсем немного. А потом попробуй оспорь состоявшуюся сделку.

Российское государство можно в очередной раз пожалеть. Из его потускневшей за последние годы короны вот-вот выковыряют очередной бриллиант.

В прошлом году Михаил Касьянов, казалось, поставил точку в истории "прихватизации" по-российски. Запретив размывать государственную долю акций в "Транскредитбанке", председатель Правительства четко дал понять, что сомнительным сделкам с госсобственностью пришел конец. Но, встречаясь 17 марта в Москве с главой Республики Коми В.Торлоповым, Председатель Правительства, как подчеркнули в пресс-службе, "проявил крайнюю заинтересованность во время обсуждения планов строительства алюминиевого завода". После этого премьер-министр дал поручения проработать вопросы по реализации инвестиционного проекта строительства алюминиево-глиноземного комплекса в республике. При этом обсуждалось выделение из федерального бюджета около трех миллиардов рублей, но не на выкуп республикой дополнительной эмиссии акций, а на переселение северян по различным программам.

Удастся ли вовремя оспорить допэмиссию? Вряд ли. Разве что придется доказать, что некто стоял с ножом у горла Грановича и Зенина, а потом и всего руководства Республики.

Виктор Анисимов

Обсудить