Раскол в Европе? Не в этой жизни!

О том, что война в Ираке окончательно похоронит систему международных отношений, сложившуюся после Ялтинской конференции, сказано и написано уже немало. И, надо думать, это далеко не предел. Ведь сколь обширно поле для умозаключений! Одни говорят, что США единолично будут вершить судьбы мира. Другие возражают – нет, Китай не позволит. Третьи вспоминают о России. Четвертые не забывают о Европе – мол, посмотрите, какая сильная оппозиция существует в европейских странах имперским замашкам Штатов! А западная пресса так и вовсе пророчит углубление раскола в стане европейцев – была единая Европа, станет франко-германская и англо-итало-испанская (с ведущей и направляющей ролью США). Но, коль скоро речь зашла о Европе, зададимся вопросом – действительно ли разногласия зашли так глубоко, что ей угрожает раскол?
Конечно, внешне все так и выглядит – Франция и Германия до сих пор занимали последовательную антивоенную позицию, из-за чего серьезно поссорились с Вашингтоном. И не только с Вашингтоном, но и с Лондоном, Римом, Мадридом… Занимали… До тех пор, как не начались боевые действия.
Трудно сказать по какой причине, но после этого и Париж, и Берлин как воды в рот набрали. То ли во Франции и Германии решили, что раз уж война началась, то она будет быстрой и поэтому нет повода лишний раз лезть на рожон и конфликтовать с Белым домом, представители которого щедры на язвительные эпитеты. А может, французы и немцы решили, что и так уже все сказано и добавить больше нечего…
Нет, конечно, в обеих странах по-прежнему чрезвычайно сильно антивоенное движение. Но оно сильно и в странах антииракской коалиции. Однако также, как в США или Великобритании, решения  в Париже и Берлине принимаются не толпой на улице, а в тиши правительственных кабинетов. И, судя по всему, в «тиши» решили взять паузу и хорошенько все обдумать…
Нет сомнения, что США рано или поздно добьются поставленных целей (или, по крайней мере, сделают вид, что добились). А вот тогда они и припомнят Шираку и Шредеру все, что те говорили и делали. Конечно, Франция и Германия достаточно влиятельны в Евросоюзе. Но это влияние не нравится ни Лондону, ни Риму, ни Мадриду. Что им стоит изолировать франко-германский союз, да еще имея за спиной поддержку Вашингтона? Ничего особенного, дело техники…
Разумеется, такая перспектива отнюдь не улыбается ни Шредеру, ни Шираку. Правда, за плечами французского президента многолетний опыт голлистского фрондерства и амбиций и какое-то время Париж еще будет демонстрировать свою независимость. А вот Шредеру это вряд ли удастся. В отличие от Ширака, которого по иракскому вопросу (да и вообще по поводу противостояния Вашингтону) пока поддерживают все мало-мальски крупные политические силы страны, за плечами у германского канцлера поддержка только левых. Правые, и особенно блок ХДС/ХСС, всегда одобрительно относились к планам Вашингтона сместить иракский режим силой. Пока большинство германских избирателей поддерживает нынешнего канцлера. Но ведь не Ираком единым жив человек… Если США удастся быстро и победоносно завершить войну, настроения могут измениться…
Так что говорить о расколе Европы, пока, пожалуй, преждевременно. Конечно, попытки некоторых европейских государств играть более активную роль в международной политике будут продолжаться и дальше. Но что из этого выйдет – вопрос…
А впрочем, все может измениться, если война в Ираке затянется на неопределенное время. Так что время в данном случае играет не на руку Вашингтону.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить