Жизнь под запретом

Пенсионный фонд требует срочного пересчета пособий и пенсий с приостановлением выплат
На любую вещь или явление человек смотрит прежде всего со своей колокольни. Женщины, до которых дошел циркуляр республиканского отделения Пенсионного фонда России, сделали, пожалуй, однозначный вывод: рожать детей не рекомендуется, а если уж такое случилось, то следует до минимума сократить отпуск по уходу за ребенком. Циркуляр вызвал переполох также в районных и городских пенсионных службах. Он требует разобраться с делами женщин, вышедших на пенсию досрочно по спецстажу — проще говоря, по выслуге лет. Такое право имеют люди определенных профессий, набравшие тот самый стаж не менее — 25 лет.

Так вот, они исправно получали заслуженные пенсии. И вдруг — указание: исключить из сроков выслуги время нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком. Продолжительность такого отпуска в разное время допускалась разная — от года в 70-х до трех лет сейчас. Если учительница, ныне уже пенсионерка, "просидела" со своими тремя малышами весь дозволенный срок, то те 3 года, а то и 4, теперь надо вычеркнуть из спецстажа. Так женщина может и пенсии лишиться и будет вынуждена по-новой добирать свою выслугу лет.

Ну а в целом циркуляр требует перерасчет размеров пенсий аж со дня их назначения, да еще с приостановкой выплат. При этом, как указывается рай- и горслужбам фонда, возможно изменение суммы пенсии в сторону уменьшения. Велено определить и переплату. Ясно — для чего. Только после всей этой бухгалтерии последует выплата пенсии в новых размерах.

Хлеб за брюхом не бегает. Побегать должны сами пенсионерки — по прежним местам работы да архивам в поисках приказов о предоставлении им когда-то последекретных отпусков. Иначе пенсии не видать.

Стоп, может сказать любой юрист, это как же по воле какого-то чиновника на основе устного объяснения отменяется то, что уже было признано законным? Другое дело, если такое решение вынесет суд по иску органа пенсионного фонда. Кстати, значительная часть пенсионеров данной категории своих пенсий добилась именно в судебных тяжбах со службами фонда. Теперь получается, что чиновники перечеркивают и эти решения. И снова надо женщинам идти в суд — с жалобами на неправомерные действия. А Фемида свои вердикты защищать умеет.

Да и в силах ли пенсионные службы во всех подряд случаях доказать, что та или иная пенсионерка тогда-то была столько-то времени в отпуске. Например, возьмет и заявит кто-либо, что она никогда не рожала. Ведь дети уже выросли, в обновленных паспортах матерей они не значатся. А запрашивать документы по местам прежней работы — не очень серьезная гарантия точности. Да и под силу ли такое пенсионным службам? Единственная, думается, зацепка для проверяющих — это когда дети зарегистрированы по месту жительства матери. Тут нужные сведения выдает справка ЖЭКа, которую и требуют от женщин. Выходит, под контроль подпадают не все. Это уже непорядок.

С чего же вдруг такой переполох? В том циркуляре есть ссылка на постановление правительства России от 11 июля 2002 года, которым утверждены правила исчисления спецстажа. Предписывается, что в него не следует включать время отпуска по уходу за ребенком. Такой порядок объясняется 256-й статьей Трудового кодекса. В ней действительно такая норма установлена. Новый Кодекс вступил в силу еще в феврале 2002 года. Прохлопали пенсионные службы применение этого положения, плохо проштудировали Кодекс. Или просто закрыли на него глаза — потому же, что очень уж сложно обнаружить и учесть срок этого злополучного отпуска? Более того, данная норма была предусмотрена и прежним КЗОТом, его 167-й статьей. Значит, блюстители пенсионного порядка не замечали ее и раньше. И вот спохватились.

Не по своей воле, конечно, затеяло эту канитель республиканское отделение Пенсионного фонда. Его службам не позавидуешь — каких нервов стоит перепроверка. Указание, разумеется, дала Москва. Там, видимо, не без оснований вдруг всполошились, да так, что правительственное постановление принять понадобилось. Хотя в нем расписан лишь порядок исчисления спецстажа, а о пересмотре прежних дел ничего не сказано.

И что же получается по большому счету? В перечне, по которому определяется спецстаж, только видов работ названо почти 20 — от педагогической до водителя троллейбуса. А сколько профессий подпадает, например, под понятия "Работы с тяжелыми условиями труда" или "Работа в текстильной промышленности:", которые тоже значатся в перечне. И всем льготницам данной категории надо будет раскапывать документы о последекретных отпусках. Это же сколько народу по стране подняло на ноги родное правительство! Ладно хоть не на самом старте предвыборных кампаний это случилось.

Ну а если посмотреть на переполох с юридической колокольни? Выходит, что женщина, которой не довелось родить детей, оказывается в более выгодном положении, чем ее коллега, воспитавшая пополнение для страны. Вряд ли такое согласовывается с Конституцией России, которая гарантирует равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе и по социальным признакам. Так что у правозащитников есть возможность попробовать отстоять интересы обиженных матерей в Конституционном суде.

Отменил же он после ряда обращений другое положение закона, ущемляющее права пенсионеров по выслуге. Одним из законов предполагалось, что в спецстаже педагогов засчитывается лишь время работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Если же человек воспитывал детишек в садике акционерного общества или частной школе, то из разряда льготников его вычеркивали. Суд признал это дискриминацией по роду деятельности, то есть противоречащим Основному закону. В подобную же немилость попал теперь и последекретный отпуск.

В. Васильев, "Советская Чувашия"