День космонавтики: Датчик телеметрии спрятали у Гагарина в животе

Людей не жалели, важен был приоритет — во время одного неудачного запуска погибли более 300 человек
В Нижегородской области этих людей более 100 человек. "Оборонный", закрытый в советские времена, город Горький, где к тому же были сосредоточены предприятия и институты, занимавшиеся разработками в сфере космических технологий, собрал на своей территории значительное количество этих людей редкой специальности. Около двух лет назад они стали вести себя более открыто, рассказывать о себе и своей секретной работе. Для многих нижегородцев оказалось открытием, что рядом с ними в соседних домах живут те самые люди, что отправляли в полет Гагарина, запускали первые спутники, стояли у пультов управления ракет в самые острые моменты "холодной войны".

Вспоминая о своей работе на Байконуре под руководством Королева, говорят о том, что только сообщения по радио заставляли их понять, что они делают что-то грандиозное.

Но при этом вместо гордости часто испытывали сожаление. Ромуальд Суглобов, председатель нижегородского Совета ветеранов Байконура, в 60-70-е годы бывший на Байконуре старшим инженером-испытателем двигательных установок, поделился, что в то время в их среде бытовал анекдот не для громкого произношения: "Вызывают в ЦК космонавта, говорят:

- Полетите на Солнце.

- Дык я же сгорю!

- ЦК все предусмотрел — полетите ночью".

По словам Ромуальда Суглобова и Валерия Андронова, работавшего начальником отдела телеметрии на полигоне, соревнования с Америкой в плане освоения космоса были более чем ощутимыми. "Людей не жалели, был важен приоритет", — сетуют убеленные сединами ветераны космонавтики. "Нам жалко не того, что не мы первые высадили своих на Луну, а то, что после американцев, эта программа была заброшена. Мы довели нашу ракету Н-1 до отправки "Ивана Ивановича" (так на Байконуре называли манекен для испытательных полетов) Нам нужно было совсем немного, и мы бы посадили, но не успели. Так было со многими программами. Очень богато жили, вкладывали колоссальные средства в программу, а потом бросали ее... В гонке не жалели ни космонавтов, ни испытателей. Однажды я вел цикл подготовки четверо суток подряд, когда нельзя ни спать, ни даже отходить", — рассказывает Ромуальд Суглобов.

Нижегородские ветераны Байконура были отобраны самим Королевым. С ними он начал формировать полигон Байконур. По их словам, у Королева было очень много идей и задумок, которыми он делился со всеми. К высадке человека на Марс и на Венеру он начал готовиться уже тогда. "Мы совершили высадки зондов на эти планеты, не во всем удачные, но после Королева уже не было того энтузиазма", — сказал Суглобов.

Полковник Валерий Андронов, бывший на Байконуре ответственным за все технические секреты и разработки (многие из этих секретов знали лишь Королев, Келдыш, он и еще один его коллега) рассказывает, что то, что называлось первым спутников выглядело как обычный шар. "Привезли его, там только передатчик и аккумуляторные батареи, ни схем, ни чего. Да и то, умудрились его на технической позиции сжечь — плюс с минусом спутали!" - смеясь, рассказывает Валерий Андронов. "Ну, исправили быстренько, запустили 4 октября. Шар и шар. Для нас это была рядовая работа. Только когда по радио объявили, что-то поняли: да, что-то важное сделали", — вспоминает испытатель.

Рассказывая о Гагарине, Валерий Андронов вспоминает, как интуиция подсказала ему, что именно вот этот улыбчивый и очень контактный юноша полетит, хотя из всех кандидатов самым грамотным был Комаров, ставший впоследствии другом Валерия Андронова, но дружба оборвалась из-за трагической гибели Комарова.

"Я сразу сказал, что вот он должен лететь, хоть надо мной и смеялись, — вспоминает Андронов. — Королев мое мнение тоже учитывал. Вообще-то Королев, я помню, выделил его, когда Юра на первом осмотре кандидатов на полет прежде, чем залезть в шар для катапультирования, снял носки. Технически грамотные люди всегда разуваются, если им нужно осмотреть какое либо оборудование изнутри. Королев отметил это уважительное отношение к технике. Но конечно, это правда, что его (Гагарина) улыбка очень многое определила. Мы же, сколько выиграли его улыбкой! А сам Юра был очень ровный такой, никогда голоса не повышал", — рассказывает Андронов.

В руках полковника Валерия Андронова и его коллег была не только судьба первого спутника, первого человека в космосе, но и пульты управления ракетами, нацеленными на США во время обострения Карибского кризиса. Об этом времени они помнят, что всех заставили написать заявление: "Прошу отправить меня служить на Кубу". Сам тот день, когда могла начаться третья мировая война, они вспоминают спокойно. "Мы все были на рабочих местах. К запуску была готова ракета Р-7 с огромным ядерным зарядом. У нас не было страха, потому что все-таки верили, что все обойдется, тем более что ракету готовить надо было бы еще 4 дня, это было дополнительной время. Нам сообщили, что Кеннеди и Хрущев все же смогли договориться. И нам был дан отбой", — рассказал Андронов.

Но самые тяжелые моменты, по словам Валерия Андронова, были связаны с гибелями людей: и космонавтов, и испытателей. Во время одного неудачного запуска погибли около 300 человек (как заметил Валерий Андронов, из всех полетов самым удачным был полет Валентины Терешковой).

Но на гонку с американцами гибели людей не повлияли. "Приезжавшие на Байконур Хрущев, затем Брежнев всегда убеждали нас, что надо быть первыми, настраивали нас на героизм", — говорят испытатели.

Но слова руководителей советского государства о патриотизме не были определяющими в энтузиазме байконуровцев. Первопроходцам главного космического полигона страны было просто очень интересно работать и создавать новое. Несмотря на техническую отсталость страны.

Валерий Андронов первым смог разработать способ, при котором головная часть ракеты смогла достичь земли для последующего изучения данных. До этого из-за высокой скорости, возникавшей по причине острого конца, головная часть сгорала в воздухе. "Чего мы только не придумывали. Придумали свинцовую, 150-килограммовую пулю использовать. Она долетела до Камчатки, ударилась о скалу. Все пленки в скале и земле! Королев сообщил солдатам, что даст тому, кто найдет их, 5 тысяч рублей. Это по тем-то временам, 5 тысяч! И мне их привезли по кускам. Я склеил, изучил записи, и мы поняли, что головная часть не должна быть острой", — рассказывает Валерий Андронов.

Бывший начальник отдела телеметрии полигона Байконур вспоминает, как изобрел несколько приборов для измерения технических и биологических параметров. "Не было у нас специалистов, а были нужны эти системы, потому что во время спуска антенны сгорали, и телеметрия не работала. Такой датчик я на живот Гагарину вешал. И кстати, об этом никто не знает", — сообщил Валерий Андронов.

Рассказываемые ветеранами Байконура жизненные реалии полигонов и гонки с американцами от фантасмагории Виктора Пелевина на тему советской космонавтики в его романе "Омон Ра", по сути, не так далеки. Сами они упоминают недавний японский мультфильм про освоение космоса, где сравнивается запуск по-американски и по-русски. Запуск по-русски — это как солдаты волоком тащат ракету к месту пуска, испытатель, вручную заводящий двигатель, вместо бара и стриптиза в обед (как у американцев) — бутерброд с колбасой из кармана и т.д. "На этапе запусков почти так и было", — смеются ветераны Байконура. Примерно так же, помнится, в нескольких штрихах обрисовали космонавтику "руками русских" голливудские кудесники в Брукхаймеровском "Армагеддоне". Правда, соблюдя политкорректность, не посмели лишить героя — русского космонавта Льва Андропова, несмотря на похмелье, фуфайку и ушанку, героических и патриотических черт.

Но, тем не менее, говоря о многом из того, что нельзя было сказать ранее, первопроходцы полигона, сейчас мирно живущие в Нижнем Новгороде, отрицательно относятся ко всякого рода сенсационным открытиям по типу: Гагарин был не первым, а первым вернувшимся, что до него-де кто-то погиб, что он-де терял сознание во время полета, что во время полета были аварии и т.п. "Он был первым, и аварий никаких не было. Вот пишут, что об авариях сообщил ЦУП. Но тогда и ЦУПа-то не было!", — возмущаются испытатели.

Наталья Резонтова (Нижний Новгород)
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/90/363/9636_exploration.html

Обсудить