Ненормативная лексика в комментариях Сталина

В середине декабря, в канун 130-летия со дня рождения Сталина, в Москве пройдет выставка его автографов. Как стало известно "Правде.Ру", беспрецедентность события заключается в том, что сталинские рукописи являются не просто подлинными, но и абсолютно шокирующими по содержанию: комментарии вождя изобилуют просторечной лексикой и более чем вольными формулировками.

Карандашные (синего и красного цвета) надписи сделаны Сталиным на репродукциях картин Серова, Иванова, Сурикова, Чистякова и пр. с изображением обнаженной натуры. По информации, поступившей от организаторов выставки, все материалы являются подлинными, что подтверждено соответствующей почерковедческой экспертизой. Их передала для выставки семья человека, работавшего в системе госбезопасности.

Кроме почерковедов рукописями занимались историки из Института истории АН РФ, специалисты по риторике Сталина с филологического факультета МГУ, а также психоаналитики - преимущественно сильного пола, потому что им пришлось иметь дело с совершенно непечатными выражениями.

По словам директора издательства "Автограф века" Юрия Панкова, участвовавшего в работе с материалами, все тексты по своей сути являются не более чем "словесным хулиганством", и если бы под ними не стояла подпись человека, более 30 лет руководившего страной, говорить было бы не о чем.

В данном же случае "микротексты" позволяют абсолютно четко рассмотреть структуру личности Сталина. Все их условно можно разделить на 4 группы.

Первая - "посвящения" реальным историческим персонажам (Горький, Калинин, и пр.). Например, "Плеханов! Зачем зовешь назад? Трус и лишенец".

Вторая группа: общефилософские жизненные размышления типа "Голой жопой не сиди на камнях", "Один задумчивый дурак хуже 10 врагов" или "Рожденный ползать взлететь не может".

Третья группа - откровенно эротическо-порнографическая, пересказывать которую в отрыве от изображения бессмысленно. Тут надо не только читать, но и смотреть.

Четвертая группа комментариев привязана к политике и идеологии: "Иди тимуровец учись чем стенку ковырять" или "Рыжий паршивец Радек! Не сцал бы против ветра, не был бы злой, был бы живой". Скандальность последней надписи, адресованной Радеку, состоит в том, что, по сути, она является косвенным свидетельством причастности Сталина к убийству автора Конституции СССР в Верхнеуральской тюрьме 19 августа 1939 года. Или, по крайней мере, его осведомленности.

При каких обстоятельствах репродукции попали к вождю, точно не известно. По мнению исследователей, они представляют собой часть материалов, переданных Сталину из оргкомитета Союза художников как приложение к тексту идеологической платформы соцреалистического изобразительного искусства.

Была надежда, что "вождь всех времен и народов" выскажется по поводу живописи в СССР, как ранее высказывался он о социалистической литературе, театре, кино и т.п. Однако про его ответ ничего так и не известно. Высказаться - не высказался, а вот с картинками явно пошалил. Подошел к материалу, как говорится, творчески.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *