"Крылатый металл" в свободном падении

Титано–магниевый комбинат» 2002 год стал очередным годом экспансии китайского магния на мировой рынок. На конъюнктуре продолжают сказываться закрытие производств магния в Европе, перенос сроков реализации проектов по вводу новых мощностей из–за снижения цен на металл китайскими поставщиками. Сегодня Китай является самым крупным производителем магния в мире. Его экспорт в 2002 году составил более 185,1 тыс. тонн, что на 18,2% больше, чем в 2001 году. Причем наибольший рост отмечен в производстве сплавов — 58,6%, что свидетельствует о намерениях китайцев диверсифицировать производство в сторону более качественного уровня продукции.

С констатации этого безрадостного факта начал свое выступление на годовом собрании акционеров АО «АВИСМА» 28 марта и. о. генерального директора Владимир Танкеев. О тяжелой ситуации на рынке титана и магния производители говорят уже не первый год. Эта рыночная ниша, где основной потребитель продукции — авиастроительная отрасль, живет по законам цикличности. Однако ожидания на закономерный подъем не оправдываются из года в год. Более того, глубина падения превосходит самые пессимистичные прогнозы.

Между тем, ситуация мало отражается на дешевом китайском продукте. Он устраивает потребителей первичных магниевых сплавов — алюминиевую промышленность, производителей литья под давлением, автомобильную промышленность. По данным Международной магниевой ассоциации (IMA), сегодня производство магния в мире составляет 415 тыс. тонн. И эта цифра постоянно растет, так как легкий металл все больше используется в автомобилестроении.

В течение 2002 года уровень цены магния снижался. В конце 2002 года еще был оптимистичный настрой, когда стоимость его немного выросла: китайские производители начали повышать цены на магний в ожидании демпинговой пошлины на свой товар в Европе. Это событие должно было произойти в конце 2002 года, но было отложено на начало 2003 года. Однако война в Ираке скорректировала положительные тенденции. Разумеется, в сторону ухудшения.

«АВИСМА» действовала с учетом негативных тенденций. Стратегическими направлениями деятельности предприятия были следующие. Заключение долгосрочных соглашений на поставку магния с крупнейшими мировыми производителями, такими как Alkoa и Meridian (потребитель сплавов) в Северной Америке, Georg Fischer Moesner в Европе. В русле решения связанных с этим задач продолжалась работа над проектом создания комплекса по производству крупногабаритных магниевых слитков, в которых остро нуждаются потребители. Продолжались работы по созданию и производству новых сплавов для применения в автомобильной промышленности.

Поиск путей снижения себестоимости магния шел постоянно. Это и попытка добиться снижения тарифов на электроэнергию (долго дискутировавшийся вопрос о возможности выхода компании на ФОРЭМ), уменьшение производственных затрат и накладных расходов, совершенствование схем поставок с постепенным переходом на поставки через дистрибьюторскую сеть АО «ВСМПО» — TIRUS.

Эти усилия не могли не сказаться на результатах. Объем производства и поставок магниевой продукции АО «АВИСМА» впервые в 2002 году вырос до 26 тыс. тонн. Никогда комбинат не выпускал такого количества магния. Рынками сбыта были Северная Америка, Европа и Россия.

Несколько уменьшился объем поставок российским потребителям — группе «Русский алюминий» и «СУАЛ–Холдингу». Зато увеличилась поставка магниевых протекторов для защиты от коррозии трубопроводов, резервуаров для нефтепродуктов, корпусов морских судов. По отношению к предыдущему году отгрузки увеличились на 9% и составили 794 тонны. Основным потребителем протекторов было ЗАО «Татнефть» (45,5% от общего объема отгрузки).

Увеличился спрос на титановую губку вследствие развивающихся технологий производства металлопроката. Поставки ее предприятиям черной металлургии для легирования и производства спецсталей остались на уровне прошлых лет и явились самыми значительными на рынке. 85% общих объемов губчатого титана поставлялось на ВСМПО. За счет взаимодействия «АВИСМЫ» и ВСМПО в условиях исключительно плохого рынка удалось сохранить прежние объемы производства, а также произвести продукцию более высокой степени готовности. В результате выпуск титана возрос на 6%.

Все это — вопреки объективным обстоятельствам. На рынке титана конъюнктура, сложившаяся после 11 сентября 2001 года, не изменилась. Последствия спада были более существенными, чем ожидалось: самый емкий сектор применения этого металла практически свернулся. Возросла доля титана в военном применении: рост прогнозируется на уровне 40% в течение 8 лет. Тем не менее, это не компенсирует потери в гражданском самолетостроении.

Владимир ТАНКЕЕВ, и. о. генерального директора АО «АВИСМА»:

— В январе 2002 года рентабельность производства магния составляла 18%, а год мы закончили с рентабельностью 3,5%, так как цены на мировом рынке были ниже нашей себестоимости. С другой стороны, сказались и внутренние проблемы — непрекращающийся рост цен на энергоносители. Но чувство опасности мобилизовало коллектив. В решении энергетической проблемы налицо преобладание административных методов над рыночными. Сегодня «АВИСМА» получила разрешение выйти на ФОРЭМ. Тарифы при этом были посчитаны так, словно нам хотели сказать: захотели выйти на оптовый рынок — пожалуйста, но что имеете в результате? Я думаю, что от «АВИСМЫ» ждут, когда она признается, что на ФОРЭМ плохо и запросится «под крыло» «Пермэнерго».

И все же руководители предприятия надеются, что первый шаг в разрешении энергетических проблем принесет положительные результаты.

Собрание акционеров АО «АВИСМА» утвердило задачи на предстоящий период. Это — активный поиск путей снижения производственных затрат за счет инженерно–технических мероприятий, повышение качества магния и магниевых сплавов. По словам топ–менеджеров, акционерное общество должно быть готово к борьбе за применение продукции в автомобильной промышленности, где в ближайшее время ожидается рост. В то же время магниевым сплавам придется конкурировать с другими современными материалами, такими как пластик и сталь.

Следующий год, по прогнозам, будет еще тяжелее. Будущее предприятия напрямую зависит от тенденций развития гражданской авиации и авиакосмической промышленности.

"Новый Компаньон" (Пермь)

Обсудить