Герман Садулаев: Слишком много политики

Есть у меня дядя. Он приехал еще в Ленинград, давно, выучился в инженерно-строительном институте, работал, получил от советской власти квартиру. Когда он въехал с семьёй в новый дом, то сразу стал устанавливать отношения с соседями. По деревенской привычке. У нас на Кавказе говорят: "Близкий сосед дороже далёкого родственника".

Это правда: кто присмотрит за твоими детьми во дворе, кто поможет с ремонтом, у кого попросить соли, кто первым придёт тушить пожар? Родственник из дальнего села, города, а то и уехавший в Америку? Или сосед, что живёт за забором? Или за стеной, на одной с тобой лестничной площадке…

И ведь все не так сложно.

Этого до вокзала подбросил, тому мешок картошки привёз. Со старушкой, скамеечной наблюдательницей, о здоровье поговорил. Прошли годы, власть сменилась, многое изменилось в нашей жизни. А дядя всё тот же, каждого соседа знает по имени, с каждым здоровается. И через него постепенно все жители дома между собой перезнакомились.

Когда кто-то решил заасфальтировать детскую площадку, чтобы устроить парковку, жители дома смогли выступить единым фронтом против. В результате и детскую площадку сохранили, и другое место для парковки нашли.

А вот другая история. Уже много лет я езжу в Новгород, к одному и тому же дому. Двор и проезжая территория во дворе в ужасающем состоянии. И с каждым годом всё хуже. Ухабы и ямы глубиной в два колеса. У половины семей есть машины. Проваливаются, срывают подвеску.

Но никак не соберутся, чтобы решить проблему. Всё ждут чего-то и ругают власть. А какую власть ругают? Какая власть ответственна за благоустройство территорий? Та, что в Кремле сидит?

Недавно в России прошли новые выборы органов местного самоуправления. Главную роль в них по новой системе играют политические партии. Естественно, лидирует "Единая Россия". Оппозиция хрипло кричит о фальсификации результатов, о нарушениях, в результате которых победа была украдена у коммунистов или эсеров, например.

А я думаю: причём тут политика?
Местное самоуправление по закону и по самому существу своему раздельно с государственной властью, следовательно, должно стоять вне политики.

Это не о том, сотрудничать ли России с НАТО (может, даже вступить?), признавать ли Южную Осетию и Абхазию, переводить ли вооружённые силы на комплектование по контракту, в каких пределах производить денежную эмиссию и даже какую ставку НДС назначить и какую программу развития энергетического комплекса утвердить.

Это о детских садиках, о дворах, о жилье, о вывозе мусора, в конце концов.

Я понимаю, что всё взаимосвязано. В этом мире вообще всё взаимосвязано, порой даже самым причудливым образом, и взмах крыльями бабочки в Южной Америке может вызвать тайфун у берегов Азии, мы читали об этом.

Но в чём концепция вывоза мусора коммунистической партии может быть отлична от концепции вывоза мусора "яблочников" или "единоросов", и как это отличие зависит от их идеологических платформ? Неужели есть такая платформа, по которой мусор вывозить не надо?

Боюсь, что партийная система выборов в наших условиях украла не победу у оппозиционных партий, а саму суть самоуправления, вынула из него душу. Самоуправление должно быть предельно далеко от политических вопросов, от борьбы за государственную власть и предельно близко к самым насущным, бытовым нуждам людей.

Можем ли мы быть уверены, что партии, нацеленные по своей природе на политическую борьбу, примут близко к сердцу наши проблемы с нехваткой мест в детском саду? Скорее, используют для расширения своей базы, для своего усиления, имея в виду высшую цель – политическую власть, а не наш низкий бытовой комфорт.

Получается, что партийное самоуправление означает включение муниципальной власти в единую властную вертикаль. Притом что руководящие посты займут члены одной партии, правящей, это неизбежно. Тогда дешевле и проще самоуправление отменить.

И я не скажу, что будет, как в СССР, где не советы, а партия руководила на всех уровнях. Так, как в СССР, не будет. Будет по-другому. Но слово «муниципалитет» станет фиговым листком для государственных структур.

Значит, нужно либо перестать притворяться, признав, что проект местного самоуправления в России провалился. Потому ли, что государство на деле не захотело делиться полномочиями и ресурсами, потому ли, что сами мы оказались слишком равнодушными друг к другу и к своей земле жителями.

Герман Садулаев: Слишком много политики
Герман Садулаев: Слишком много политики

Не смогли даже с соседями по дому познакомиться, не способны на кооперацию, а ждём, пока из Москвы приедет чиновник и заасфальтирует ямы в нашем дворе.

Либо вернуть самоуправлению его суть и смысл, объяснив людям и предоставив им возможность быть самоуправляемыми в вопросах, далёких от политики. «Она умрёт, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе» – ведь так мы договорились двадцать лет назад?

Нам сказали, что активное участие партий в муниципальных выборах будет способствовать развитию в России "гражданского общества". Я не знаю, что такое гражданское общество. Я знаю, что есть нация, есть народ в государстве.

И, формируя политическую власть, народ абстрагируется от деталей, от частных и общинныхинтересов, чтобы власть выражала его наиболее общие устремления и способствовала его общему благу.

А самоуправление служит балансом, так как сосредоточено именно на партикулярных задачах. И не гражданское общество служит ему основой, а соседская община. На то и самоуправление, что, во всяком случае, оно должно идти снизу вверх, а не наоборот. От соседей, живущих в одном доме, до соседей, живущих в одном районе или городе.

Как говорят ведущие в одноимённой телепередаче, все мы – дальние родственники.

Да, но все мы ещё и близкие соседи.

Автор Герман Садулаев
Герман Садулаев — российский писатель, юрист, политический деятель, журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить