Где деньги, там и реформы

Теневой оборот в "газельном" бизнесе оценивается в миллионы долларов
Что-то неладное творится в омском транспортном ведомстве. Скандальные слухи доходят до горожан. А то, что видят они своими глазами, должно бы их радовать, но, скорее, настораживает: во многих "маршрутках" упали цены — с 7 до 6 рублей, а в некоторых — до 5. С чего бы вдруг?

Из сообщений областных СМИ ясно, что есть некие разногласия между предпринимателями и департаментом транспорта. Однако суть их остается за кадром. В кадре мы видим чаще всего чиновников, озабоченных безопасностью на дорогах — нерегулируемостью движения, недобросовестностью перевозчиков и т. д. Чтобы покончить со всем "этим хаосом", транспортники представили в горсовет новые Правила организации пассажирских перевозок. Сей документ и стал причиной раздора.

А подешевели "Газели" после того, как их хозяева прекратили все выплаты по договорам с МУ "Центртранс". Учреждение это создано мэрией для регулирования микроавтобусных перевозок. С каждой машины берет оно в месяц по 2700 рублей. Якобы за обслуживание маршрута, а по сути — за право ездить на нем.

Но это только видимая часть айсберга. В действительности большинству перевозчиков платить приходится по 6-7 тысяч рублей. Не "Центртрансу", а фирмам-посредникам, "помогающим" владельцам такси получить карту и график маршрута. Попытки сделать это самостоятельно — пустая трата нервов и времени. Посредник уже сам рассчитывается с "Центртрансом", то есть срезает верхушку айсберга. А остальное оставляет себе.

На пресс-конференции, организованной ассоциацией "Автолайн", которая объединяет более 800 маршрутных такси (их владельцы, кстати, и снизили цены), была названа интересная цифра: в год перевозчики платят посредникам порядка 3 миллионов 700 тысяч долларов. И есть все основания полагать, что ни в каких официальных бухгалтерских документах эти деньги не значатся. Их как бы не существует в природе. Любопытна также и прозвучавшая информация о том, что по заявлениям 20 перевозчиков возбуждено "газельное" уголовное дело, в котором фигурируют чиновники мэрии. Так это или нет, но опровержений на сей счет от официальных лиц пока не слышно.

По мнению членов ассоциации "Автолайн", предусмотренные новыми Правилами конкурсы среди частников за право возить пассажиров не решают ни одной из существующих проблем. Порядка на дорогах больше не станет, а рынок будет полностью поделен между теми же фирмами-посредниками, которые делают много денег из ничего. Только они будут продавать право работать на маршрутах всем остальным перевозчикам уже на совершенно законных основаниях.

Никто не спорит, порядок наводить надо. Однако поспешность, с которой чиновники пытаются продавить о горсовете свой вариант транспортных реформ, вызывает настороженность. Очень сомневаюсь, что все депутаты успели разобраться в тонкостях вопроса. Тем не менее они одобрили проект новых Правил в первом чтении. А выслушать представителей "Автолайна" почему-то не пожелали.

Между прочим, серьезные возражения имеются не только у предпринимателей. Вот и начальник антимонопольного управления Сергей Суменков тоже считает, что в новых Правилах нет никаких гарантий, что на рынке этих услуг конкуренция будет свободной. Незаконным признает управление (с чем согласна и городская прокуратура) договор, по которому "Центртранс" берет плату с предпринимателей. Расторжение его как раз и позволило многим частникам снизить цену проезда. Например, сразу на 2 рубля он подешевел на 60 "маршрутках", принадлежащих Илье Орлову, после чего у предпринимателя, правда, начались неприятности. Был он вызван, по его словам, в департамент, где ему объяснили, что он не прав, в тот же день нагрянули в его офис контролирующие органы. Так "заботятся" транспортники о пассажирах -чтоб не привыкали к низкой цене.

Кстати, Илья Орлов поделился с вашим корреспондентом любопытным исследованием. По его данным, кроме двух тысяч официально зарегистрированных "маршруток" по городу бегает еще как минимум столько же нелегальных. Расчет у Орлова простой: в Омске 150 пассажирских маршрутов. На каждом примерно 30 т акси — вот и считайте. Те "Газели", которые в списках не значатся, разумеется, тоже платят оброк посредникам.

Так о чем же всё-таки идет речь: о наведении порядка на дорогах или о дележе очень больших денег?

Труд-7 (Омск)

Обсудить