Кому адресовать Послание?

16 мая ожидается выступление Президента РФ В.Путина с Посланием Федеральному Собранию. Судя по сообщениям СМИ, его подготовка в этом году, в отличие от прошлых лет, осложнена проблемами не только внутреннего, но и внешнеполитического плана. Прошлогоднее апрельское Послание ограничилось по существу набором из нескольких "надо", — а именно: надо обеспечить прорыв в экономике, её конкурентоспособность, бороться с коррупцией, провести административную реформу и т.п.

Результаты выполнения упомянутых задач известны и очевидны. Похоже, их никто и не собирался выполнять. Так, после выступления В.Путина в апреле прошлого года с высокой трибуны Федерального Собрания первые лица правительства даже не сочли нужным скрывать, что у них просто "нет рычагов" для прорыва в экономике, а председатель кабинета министров, выступая в Думе 15 мая, объявил, что "никаких прорывов не будет".

Иной реакции наивно было бы и ожидать, поскольку олигархическая система и её ставленники во всех трёх ветвях власти уже давно самостоятельно и вполне успешно решают задачу извлечения максимальной сверхприбыли от эксплуатации природных богатств России и не нуждаются в Посланиях Президента РФ.

За годы реформ Россия разделилась на две страны, в одной из которых вымирает коренное население, а в другой — процветает эльдорадо для горстки "новых русских". Но, как известно, "царство, разделившееся само в себе, не устоит". Коренная Россия протестует против такой перспективы. Все последние социологические опросы убедительно свидетельствуют об усилении в обществе протестных настроений и негативных оценок произошедших перемен в экономике, социальной политике государства, в обеспечении безопасности граждан. Заметно падает при этом рейтинг самого Президента РФ. Если в феврале 2000 г. только 18% респондентов полагали, что В.Путин "выражает интересы олигархов", то в марте с.г. в этом были убеждены уже 29% опрошенных. За период с марта прошлого года на 20% сократилось число респондентов, которые видят в деятельности лично Президента РФ "больше достижений, чем неудач" / с 69 до 49%/.

В такой обстановке возвращаться к повторению базовых идеологем прежних Посланий о сильном государстве, стабилизации экономики, повышении уровня жизни и социально-экономических реформах вряд ли продуктивно. Кто поверит, например, что коррупция является "прямым следствием ограничения экономических свобод", как это утверждалось в прошлогоднем Послании, а не устремлённости самой олигархической системы к безудержным хищениям?

Особенность текущего момента, которая непосредственно влияет на подготовку Послания в этом году, — разительный контраст в подходе правящей элиты и подавляющего большинства населения к проблеме обеспечения суверенитета России. Если элита давно и окончательно сделала ставку на максимальное сотрудничество с США, то среди российской общественности усиливается понимание явного несоответствия такого выбора национальным интересам России. Это особенно наглядно выявилось на фоне агрессии США против Ирака. По опросам ВЦИОМ, например, в конце марта с.г. 59% респондентов рассматривали США как "недружественное" государство, а 90% полагали, что американцы действуют "только в своих интересах".

Для таких выводов есть веские основания. "Стратегическое партнёрство" с США на деле является фикцией. США получили от этого "партнёрства" множество односторонних уступок, ничего не дав нам взамен. Они до сих пор не отменили даже поправку Джексона-Вэника. Наши "стратегические партнёры" уже не довольствуются своим военным присутствием на постсоветском пространстве, но и обсуждают сейчас планы перемещения американских войск из Германии поближе к российским границам — в Польшу, Болгарию и Румынию, не исключая в дальнейшем использование военной силы непосредственно против России. Мотивацию отношения "новых русских" к США можно понять: там их защита и капиталы. Но вполне понятно и стремление абсолютного большинства россиян защитить свой национальный суверенитет — единственную надёжную гарантию их выживания и равноправного положения в мире. США никогда не считаются с национальными интересами слабых государств. Не будут считаться они и со слабой Россией. Не нужны им и стабильные поставки наших энергоносителей по интересующим нас, а не бросовым ценам.

По общему мнению авторитетных экспертов, на одно из первых мест сегодня выходят именно проблемы обеспечения реального суверенитета и национальных интересов России в безжалостном и своекорыстном "однополярном" мире, который настойчиво и последовательно выстраивается американцами после распада СССР. Даже идеи "внутренней стабилизации", которые всё более напоминают на практике обычный застой, отходят на второй план на фоне угрожающего развития обстановки в мире после агрессии США в Югославии, Афганистане и Ираке.

Сказать об этом в Послании — значит встать хотя бы формально на сторону оппонентов исполнительной власти, по примеру "единороссов". Но что позволено "партии успеха", как сама себя называет "Единая Россия", вряд ли дозволено авторской бригаде, готовящей Послание Президента РФ. Вряд ли в Послании будет содержаться и объективный анализ причинно-следственных связей системного кризиса, в котором оказалась "прорефомленная" Россия.

В любом случае Послание Президента РФ всегда даёт богатую пищу для размышлений. А задачи, конечно же, лучше ставить предметно и конкретным адресатам. И не в середине года, а в начале.

Е.Комиссарчук, "Информационное агентство МиК"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить