Предвыборный расстрел: гвинейская полиция открыла огонь по оппозиции

Вечером 28 сентября в Гвинее пролилась кровь. Всё началось с того, что тысячи людей собрались на митинг оппозиции на местном стадионе в столице Конакри. Они протестовали против выдвижения военного руководителя страны капитана Муссы Дадиса Камара на пост президента страны. Выборы нового главы государства намечены на январь 2010 г.

Демонстранты несли плакаты с надписями "Нет Дадису!" и "Долой армию от власти!" Власти запретили эту акцию протеста, стадион закрыли и взяли под охрану, чтобы не допустить туда демонстрантов.

Однако тех это не остановило. Постепенно толпа увеличивалась и достигла 50 тысяч человек. На её разгон бросили силы правопорядка. Однако манифестанты оказали ожесточённое сопротивление.

Читайте: "Алюминиевый" ход Запада против России

Полиция применила слезоточивый газ, но толпа не расходилась. Тогда началась стрельба на поражение боевыми патронами.

В результате, по данным местных правозащитников, число пострадавших превысило цифру в полторы тысячи человек, из которых 157 погибли, а свыше 1200 получили огнестрельные ранения. Два лидера оппозиции доставлены с ранениями в госпиталь.

Сам Камара пытается снять с себя ответственность за происходящее. По его версии, по толпе стреляли неизвестные провокаторы, целью которых было обострить положение в стране. Однако оппозиционеры уверены, что это дело рук властей.

Как бы там ни было, но былая колониальная хозяйка Гвинеи Франция, как и Африканский Союз, резко осудили "насильственное подавление" демонстрации.

Между тем оппозиционеры тоже не безвинны. Так, по данным корреспондента Би-би-си Алхасана Силлаха, обстановка в центре гвинейской столицы Конакри была "очень странной и зловещей". В частности, он видел машины вдоль дорог и полицейский участок, которые сожгли "мирные демонстранты".

Чем было вызвано массовое кровопролитие? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил Сергей Голубев, специалист по странам Африки Тверского государственного университета.

"В современной африканской истории, - сказал он, - найдется немало не менее кровавых примеров, так что нельзя сказать, что случившееся в Гвинее нечто из ряда вон выходящее в целом для "Черного континента". С его бесконечными этническими конфликтами, путчами, борьбой за власть отдельных группировок.

Что касается самой Гвинеи, то там военные традиционно главная политическая сила. В связи с этим процесс демократизации страны, начавшийся в 1980-е гг. после отказа Конакри от социалистического пути развития, происходил непросто.

Ведь как пришел к власти капитан Камара? По сути, в конце декабря 2008 г. он заменилумершего генерала Лансана Конте и не дал гражданским право на участие во власти.

Разумеется, оппозиция этим недовольна. Она использует заметное раздражение от действий властей народа в своих интересах.

Оппозиционные лидеры считают, что власти распоряжаются колоссальными природными богатствами страны, и в первую очередь бокситами (Гвинея обладает почти половиной мировых запасов этого стратегического сырья) лишь в целях собственного обогащения и отдают недра страны почти задаром иностранным компаниям.

Читайте: Африка: генералы продают стратегическое сырьё .

Доля истины в этих словах есть: по доходу на душу населения богатейшая Гвинея плетется едва ли не в самом хвосте среди других стран мира.

Стоит ли удивляться тому, что военные воспринимают последние акции оппозиции как вызов. Ведь они направлены против не столько капитана Камара, который, похоже, является подставным лицом, сколько военной верхушки с генералами включительно, которые и правят страной за его спиной".

По данным гвинейского политолога Жиля Йаби, первоначально народ поддержал военный переворот капитана Дадиса Камары, однако не прошло и года, как против его режима начались народные волнения.

Ситуация усугубляется тем, что давление военных властей на общество и оппозицию в последнее время достигли невиданных масштабов. Например, за контакт со СМИ оппозиционеры могут угодить в тюрьму и потому комментарии относительно происходящего они дают тайно, буквально из туалета.

За свое недолгое правление военные и капитан Камара, в частности, проявили себя настоящими деспотами. Мало того, что они грубо подавляли гражданские формы правления, так досталось еще и своим братьям по оружию.

Предвыборный расстрел: гвинейская полиция открыла огонь по
Предвыборный расстрел: гвинейская полиция открыла огонь по

Так, капитан Камара подверг преследованиям бывших функционеров режима генерала Конте, в том числе и его сына - как "коррупционеров" и "наркодельцов".

Читайте: Нигерийская овчинка и российская выделка .

Дело в том, что представители общественности согласились на пребывание Камары у руля лишь до января 2010 г. Его режим должен был лишь обеспечить подготовку к демократическим выборам президента. На этот счет между военными и гражданскими было негласное соглашение.

Поэтому намерение Камары баллотироваться в президенты было сочтено как стремление военных сохранить свой режим.

Эксперты по Гвинее считают, что кровавое подавление демонстраций оппозиции может послужить началом массовой кампании гражданского неповиновения уже в самое ближайшее время. И ни одна из сторон не намерена уступать. Ведь на кону – контроль за огромными природными богатствами страны.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить