Реинкарнация Евгения Наздратенко

Неделю назад "Независимая газета" преподнесла столичным читателям симпатичную сенсацию — о которой и посудачить приятно, и беспокоиться в отношении последствий не нужно. Речь-то идет о далекой от Центра Камчатской области, губернатором которой через полтора года, по мнению газеты, намерен стать Евгений Иванович Наздратенко. Москвичам, естественно, такая рокировка представляется любопытной, хотя и маловероятной: все же с замсекретаря Совбеза — в дотационную провинцию за 10 тысяч км от цивилизации. Для жителей же нашего полуострова предполагаемая перспектива выглядит иначе. Или, по крайней мере, должна выглядеть иначе.

Прежде всего — насколько правдоподобно, что Наздратенко метит в губернаторское кресло Камчатской области? Скорее всего, более чем. В "НКП", кстати, еще с полгода назад поднималась эта тема. Тогда мы пытались понять, чем объясняется внезапно проснувшаяся к Камчатке любовь Евгения Ивановича? Ведь понятно, что это горячее чувство у бывшего приморского губернатора появилось неспроста. Раньше, радея за свой регион, Наздратенко воевал за камчатские морские биоресурсы, стремясь сполна обеспечить лимитами рыбаков своего края — хотя объектом его заботы были отнюдь не все рыбацкие коллективы, а несколько избранных, с руководителями которых Евгения Ивановича связывали дружески-деловые отношения. Ну, а сегодня что ему нужно?

Совсем недавно стало известно, что в правительстве поставлен вопрос о введении платы за морские биоресурсы взамен стоящих всем поперек горла "рыбных" аукционов. Несомненно, что Наздратенко, будучи председателем Госкомрыболовства, этой информацией обладал давно. И именно это должно было подвигнуть его строить далеко идущие планы в отношении Камчатки. Все мы помним, как Е.Наздратенко непримиримо выступал против аукционов — не только будучи губернатором Приморья, но и став членом правительства. Основная часть рыбацкой общественности увидела в этом свидетельство его принципиальности, честности, стремления защитить рыбаков и всю рыбную отрасль. Многие восхищались смелостью, с которой председатель Госкомрыболовства клеймил Грефа и его сторонников. И, действительно, достаточно вспомнить его доклад на последнем съезде рыбаков. Да под каждым словом любой из нас подпишется с чистой совестью. Но вот значит ли это, что Евгений Иванович мыслит так же, как рыбаки, как жители прибрежных территорий?

На самом деле гнев Наздратенко объясняется сугубо земными и, более того, просто меркантильными соображениями. Аукционный принцип распределения водных биоресурсов для рыбака-труженика — путь к разорению предприятий отрасли. Но для администраций регионов он, прежде всего, — отстранение от контроля за ситуацией. Заплатив деньги, рыбаки получают квоты — независимо от того, любят ли их руководители территории. Мест-ные власти с введением аукционов стали получать значительно меньшие объемы региональных квот, и распределять их по своему усмотрению стало несравненно труднее. Кстати, самые громкие волнения по поводу аукционов прошли именно в Приморье — и уже тогда было известно, что инициированы акции протеста были именно губернатором Наздратенко. Правда, рыбаки, воодушевленные главой края, не понимали, что интересы у них и Евгения Ивановича разные. Сейчас, судя по всему, уже осознали это.

В нашей же области население всего этого не знает, и пламенные речи Наздратенко, на которые он безмерно щедр во время частых визитов на Камчатку, воспринимают доверчиво. Поэтому Евгений Иванович имеет все основания полагать, что шансы победить на предстоящих губернаторских выборах у него очень даже реальные. Собственно, последний его приезд настолько походил на предвыборный марш-бросок, что в Петропавловске даже появились робкие сожаления: нам бы такого губернатора. Не в том плане, что нынешний людям разонравился, а потому, что артистизм и ораторское мастерство тогда еще председателя Госкомрыболовства очень уж впечатляли. Еще два-три таких визита — и большинство населения дружно проголосовали бы за Наздратенко, сделав его губернатором области. Пусть у нас за него свои голоса никогда не отдали бы 82 процента проголосовавших избирателей, как это было в Приморском крае 17 декабря 1995 года, но сторонников он все равно мог бы собрать немало. Другое дело, что люди искренне считали: в Москве работает человек, такой высокий пост занимает, разве может быть ему наша область интересна?

Может, и еще как — с того момента, когда отменят аукционы, заменив их умеренной (как, вроде бы, обещается) платой за ресурсы. Ведь территории тогда вернут себе прежние полномочия по распоряжению водными биоресурсами — пусть не в полном, но вполне достаточном объеме. То есть, вернется ситуация, в которой Наздратенко знает, как ориентироваться и извлекать максимальную пользу. "Рыбный беспредел", царивший в Приморье в годы правления там Наздратенко, по своим масштабам бил все рекорды. И хотя непосредственными свидетелями этого были приморские рыбаки, отголоски коррумпированного бизнеса под криминальной крышей (а в окружении Наздратенко хватало "авторитетов") разносились по всему Дальнему Востоку.

Впрочем, не только отголоски. С Сахалином Наздратенко пошел на прямую конфронтацию, когда в августе 1994 года приморский губернатор обратился к Президенту России с просьбой передать Курильские острова под юрисдикцию Приморского края. И для сахалин-ской администрации, и для депутатов областной Думы было совершенно очевидно, что у Наздратенко только одна цель — "прибрать к рукам богатейший рыбопромысловый район". С тех пор аппетиты Евгения Ивановича выросли, и Курилы для него теперь будут интересны разве что как довесок к Камчатке с ее морским шельфом.

Так что вероятность того, что Наздратенко будет баллотироваться на губернатора Камчатской области, весьма велика. И его, пережившего взлеты и падения, не смутит шаг с поста заместителя секретаря Совбеза на несколько ступенек вниз. Евгений Иванович — реалист. Громкая должность — конечно, приятно для самолюбия. Но материальное содержание более скромной должности для человека, умеющего делать деньги даже из ничего, куда важнее. А, по сути, оно и дает настоящую власть.

Елена Федорченко, "Новая Камчатская Правда"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить