Максим Шевченко: России надо быть самой собой

Продолжается обсуждение итогов международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность", которая прошла в Ярославле 14 сентября.

В работе форума приняли участие более 500 политиков, экономистов, социологов, политологов из 18 стран мира. Конференцию в Ярославле посетили президент России Дмитрий Медведев, глава испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро, премьер-министр Франции Франсуа Фийон. В работе форума приняли участие руководство российского правительства, администрации президента, главы российских регионов.

Своим мнением относительно обсуждавшихся на конференции проблем с "Правдой.Ру" поделился член Общественной палаты РФ, ведущий Первого канала Максим Шевченко.

- Какие критерии демократического общества, на ваш взгляд, можно выделить. Насколько они важны для России?

- Я считаю, что демократическое устройство государства говорит об участии народа в  определении судеб страны. Для этого существует механизмы, отработанные столетиями. Считается, что на выборах люди  делегируют полномочия политическим партиям, политикам, которые потом представляют их  интересы.

На самом деле при развитом социальном пространстве, при том что люди ощущают себя гражданами страны  и имеют полноценное ощущение гражданства,  демократия на самом деле обеспечивает то, что можно считать участием народа в жизни страны.

Возникает вопрос для каждой демократии - где соотношение воли государства, которое отвечает за безопасность, за стратегические вопросы, и воли народа? Для этого существуют политические партии и политические движения.

При этом каждая страна строит свои демократические институты исходя из традиций, норм и истории своего народа. Нельзя подгонять историю всех стран под один формат, под одну кальку, под одну схему.

В связи с этим мне представляется, что Россия находится в уникальной ситуации, как и многие другие страны. Всем нам пытаются навязать американскую схему, которая, как это видно, не работает нигде, кроме Америки.

В России огромное значение для людей имеет их национальность, их религиозность, их этничность и место их проживания. Мне кажется, что в России слепо формировать такую схему политических партий, которые копируют западные – это означает несколько дистанцировать политическое пространство от реально народной жизни. Я полагаю, что в России могут иметь право представляться в политическом пространстве этнические или религиозные группы. Я ничего плохого в этом не вижу.

Главное, на мой взгляд – это народовластие, ощущение справедливости и свободы. При этом, как мы знаем, всегда европейская западная рубашка на русское тело одевалась с кровавыми рубцами. Россия никогда не умещалась в нее и надо было что-то обрубать, какие бы это ни были реформы. Все время нас пытаются сделать "просвещенным Западом" и эти попытки все время заканчиваются для нас страданиями и экспериментами.

Поэтому надо России представить право быть самой собой. Я думаю, что мы сами договоримся, сумеем сформировать какие-то институты, представительства народных групп и территорий и исходя из этого определять свою судьбу.

- В настоящее время идет активная дискуссия о модернизации политической и экономической систем нашей страны. Можно ли в этой связи говорить о том, что первично, а что вторично? Какими проблемами, по вашему мнению, стоит заняться в первую очередь, дабы решить поставленные задачи?

- Я считаю, что это связанные вещи. Политика всегда для меня на первом месте по отношению к экономике. Политическая воля определяет и возможность экономического развития. У на нет катастрофической ситуации. Да, кризисная есть, но катастрофы нет.

Мы прошли большой путь от 90-х годов - от полного развала, разрухи и гибели страны. И сейчас мы находимся в ситуации, когда, по крайней мере, можем решать, куда нам двигаться. Еще несколько лет назад были времена, когда мы знали, что надо просто выплывать, как из водоворота.  А сейчас мы на поверхности моря. Которое хоть и бурное, но плыть можно. Это совсем другая вариативность жизни. 

Развитие политической системы, конечно же, связано и с развитием политической антологии, философии, представлением о России как таковой. Во многом наши проблемы исходят из того, что до сих пор мы не определились, что мы понимаем под Россией. Как уместить в одной России разные народы, разные нации. Когда мы поймем, что такое Россия, сформулируем это до конца, тогда, я думаю, мы поймем какая должна быть оптимальная политическая система и как развивать экономику.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *