Когда "едет" крыша

Редкий случай, когда я оказываюсь солидарен с мнением чиновника, особенно московского. А тут – на удивление сошлись взгляды и мои, и главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, который заявил недавно, что не поддерживает идею прокладки дорог-дублеров основных магистралей для легковых автомобилей по крышам домов.

Правда, причины для этого у нас оказались разные. Впрочем, обо всем по порядку.

Коротко история вопроса такова. Пробки на столичных автомагистралях таковы, что, возможно, скоро Москва окажется не только в числе самых дорогих городов мира, но и самых "заторных" на планете. Если верить последним исследованиям, уже сейчас здесь происходит около семисот автомобильных пробок ежесуточно.

А через 5–6 лет движение по московским улицам вообще остановится, полагают эксперты. Не смогут проехать даже пожарные и кареты скорой помощи. Впрочем, по наиболее пессимистическим прогнозам, дорожный апокалипсис настанет в Москве еще раньше - всего лишь через 4 года.

Поэтому, наверное, и рождаются в некоторых возбужденных умах - своих, российских, или чужих - различные проекты по решению дорожных проблем столицы. "Золотым" памятником таким решениям может стать пресловутое третье транспортное кольцо, где заторы порой случаются даже ночью.

Видимо, очень скоро схожую картину можно будет видеть и на четвертом кольце, строительство которого сейчас только начинается. Из той же серии идея с устройством перехватывающих стоянок у станций метро. Возможно, из этого что-то и получится.

Но с большой долей вероятности можно утверждать, что мы вряд ли увидим горячо поддерживающих этот проект столичных чиновников, лично спускающихся в тоннель подземки, или олигарха, пусть даже средней руки, путешествующего в вагоне легкого метро в окружении телохранителей и секретарш…

А так как фантазия у борцов с дорожными заторами стала в какой-то момент иссякать, к поиску решений привлекают и зарубежных специалистов. Так пару лет назад и возник проект прокладки автодорог по крышам домов на высоте 12–13 метров, предложенный немецкими экспертами. Кстати, свой вариант "штопора" для гигантской столичной пробки предлагали англичане.

Николай Дорофеев: Когда
Николай Дорофеев: Когда "едет" крыша
Помимо платы за въезд в центр города и различных ограничений специалисты видят необходимость запрета маршруток, организации парковочной полиции, закрытие некоторых московских улиц для личного транспорта.

Но ситуация разрешится лишь в том случае, полагают англичане, если в определенных точках города не будут возводиться новые офисы и торговые центры.

И вот здесь, похоже, кроется главная причина того, почему в свое время предложения английских экспертов спасовали перед немецкими.

Ведь в конечном итоге столичные пробки являются следствием не только все увеличивающегося количества автомобилей в Москве. В какой-то степени заторы рукотворны, то есть создаются все теми же московскими чиновниками.

Которые одной рукой подписывают заявку на выделение участка земли под застройку, а другой – техническое задание отечественным, немецким или британским специалистам на решение проблемы автомобильных пробок в столице.

Один мой товарищ как раз работает в сфере организации движения. Он – действующий сотрудник ДПС, и потому по понятным причинам ни его фамилию, ни должность я называть не буду.

Какое-то время назад он отказался согласовать проект застройки в одном из фешенебельных районов Москвы как раз по тем самым причинам, о которых говорили английские специалисты. Строительство на этом участке при одновременном сужении дорожного полотна и неизбежном увеличении транспортного потока приведет к катастрофическим пробкам.

Но никто не согласился с доводами сотрудника ДПС. Более того, на какие только "высокие ковры" его ни вызывали, уговаривая поставить подпись под проектом. Угрозы снятия звезд с погон можно считать самыми деликатными аргументами в доводах убеждающей стороны.

И что же? Своей позиции этот офицер остался верен. Что, впрочем, никому не помешало построить спорный комплекс зданий, где сейчас, как и предсказывалось, образуется добротная московская пробка.

Вот почему мне представляется, что даже если с помощью немецких специалистов по московским крышам протянется какое-нибудь очередное транспортное кольцо, то пробок в столице меньше не станет. У главного архитектора Кузьмина – свой подход. Идея, полагает он, свежая.

Но, зная русский менталитет, он уверен, что в первую же неделю на эту дорогу свернет фура, несмотря на любые запрещающие знаки, хотя дороги эти могут быть предназначены только для легкового транспорта.

А о том, что крыша у москвичей после такого строительства обязательно поедет, никто и не думает.

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Обсудить