В погоне за рейтингом все средства хороши

"Единая Россия" пошла по стопам Жириновского
Если долго мучиться, что-нибудь получится. И тогда партийные желания могут совпасть с партийными возможностями. Результаты социологического опроса, опубликованные Фондом "Общественное мнение" (ФОМ), тянут на долгожданную сенсацию — партия "Единая Россия", наконец, обогнала по уровню электоральных симпатий КПРФ. 22% респондентов, которые намерены принять участие в предстоящих парламентских выборах, готовы отдать свои голоса за "Единую Россию" (на прошлой неделе был 21%), 20% - за КПРФ (было 22%). ЛДПР и "Яблоко" располагаются на третьей-четвертой позициях с результатом 5% (за неделю эти показатели не изменились), СПС получит только 3% голосов. Не стали бы участвовать в выборах 12%, еще не решили, за кого будут голосовать,- 25% респондентов.

Ответ на вопрос, почему "Единая Россия" вырвалась вперед в рейтинге электоральных предпочтений, может дать еще один социологический показатель — уровень активности политических партий. Перечисляя партии, деятельность которых была особенно заметна в течение последней недели, 18% респондентов назвали "Единую Россию", активность КПРФ была оценена 6% респондентов, ЛДПР — 7%, СПС- 4%, "Яблоко" - 3%. Затруднились ответить 68% (!).

Чем же так прославилась "Единая Россия" в глазах избирателей? Очевидно, митингом в поддержку Ирака и сбором подписей против повышения энерготарифов. Других мероприятий с высокой общественной значимостью не наблюдалось. Антиамериканские настроения россиян были использованы "едроссами" максимально эффективно — тот факт, что пропрезидентская партия призывала к выступлениям против США, в то время как президент доказывал россиянам необходимость обратного, респондентов ФОМ не смутило.

Также успешно была проэксплуатирована всенародная ненависть к Чубайсу — то, что энергопроекты в Госдуме протащили центристы, — фактор для респондентов второстепенный.

Вывод из приведенных результатов исследования ФОМ логичен — главным инструментом формирования электоральных предпочтений является популизм. Ведь, например, В.Жириновский не делает для своих избирателей ничего, как и его партия. Ни одного законопроекта, ни одного социально значимого решения. Зато постоянная рисовка на публике и нескончаемый популизм. Отсюда и 5% голосов.

Судя по всему, "Единая Россия" идет по этому же пути. По крайней мере, опыт минувшей недели оказался удачным. Однако война в Ираке заканчивается, таким образом, электоральные симпатии скоро перестанут быть легкой добычей партийных популистов. Такого харизматика, как Жириновский, у "Единой России" нет, а значит, проблемы завоевания электората вновь актуальны.

Чем еще можно будет привлечь избирателей? Возобновить антиправительственные выступления? Или начать раскручивать идею формирования правительства по результатам парламентских выборов? Ведь обещание Грызлова о том, что "партийное правительство будет более ответственным перед народом и партией", может выбить слезу даже у избирателей Зюганова.

Кстати, у председателя высшего совета партии "Единая Россия" весьма своеобразные представления о ее имидже. Комментируя конфликт между двумя параллельными структурами, занимающимися в Псковской области партстроительством под флагами "Единой России", Грызлов заявил, что борьба за руководство региональными отделениями партии свидетельствует о высоком имидже "Единой России". А если бы это было региональное управление МВД?

Борьба за любые посты означает моральное нездоровье структуры и отсутствие в ней всякой дисциплины. Имиджу партии склоки всегда вредят, тов. Грызлов! Как и всяким прочим имиджам.

О серьезности электоральных намерений "Единой России" сообщила и "Независимая газета". По ее данным, на предстоящих парламентских выборах эта партия претендует не только на участие в избиркомах, что вполне законно, но и на главенствующую роль в комиссиях, и это уже противоречит законодательству. В распоряжении "НГ" случайно оказался документ, свидетельствующий об этом. "Намерения единороссов прозрачны, как кристалл, — партия хочет взять подсчет голосов в свои руки", — пишет "НГ". Стоит ли напоминать о том, в чьих руках сегодня оказалась ФАПСИ? Возможно, такой низкий рейтинг "партии власти" - 22% - мы видели в последний раз...

"Информационное агентство МиК"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить