Кавказский барьер между Россией и ЕС

12 августа исполнился год с момента окончания войны в Южной Осетии. Развязавшая агрессию Грузия окончательно вывела свои войска с территории республики, независимость которой Россия признала спустя две недели.

При этом активную роль в разрешении конфликта сыграл Николя Саркози – президент председательствовавшей во втором полугодии 2008 года в ЕС Франции.

Напомним, что 12 августа 2008 г. Саркози прибыл в Москву, где вместе с Дмитрием Медведевым принял план, уже вошедший в историю как "план Медведева-Саркози". Он включал шесть пунктов, которые и огласил на пресс-конференции по итогам переговоров с французским коллегой российский президент.

Читайте: Теперь СМИ Запада иначе пишут о зачинщике кавказской войны .

"Первый - не прибегать к использованию силы. Второй - окончательно прекратить все военные действия. Третий - свободный доступ к гуманитарной помощи. Четвёртый - вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

Пятый - вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. И шестой - начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности", - сказал тогда Медведев.

В тот же вечер Саркози отправился в Тбилиси, где с планом согласился президент Грузии Михаил Саакашвили. Правда, для того, чтобы последний поставил под документом свою подпись, формулировку шестого пункта пришлось изменить на "создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии". 13 августа план одобрил Евросоюз.

8 сентября 2008 г. Саркози вновь прибыл в Москву. К этому моменту Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а французский лидер (как и Запад в целом) выразил этим крайнее недовольство.

Тогда на свет появилось дополнение к уже имеющимся шести пунктам, где говорилось о размещении наблюдателей Евросоюза в буферной зоне вдоль линии грузино-осетинского противостояния.

Однако это положение породило разные трактовки. ЕС (и Грузия) считают, что наблюдатели должны быть размещены и на территории Грузии, и на территории Абхазии и Южной Осетии.

Правда, власти двух республик отказываются допускать наблюдателей, и Россия, ссылаясь на это, также выступает против распространения мандата миссии ЕС, начавшей работу на Кавказе с октября 2008 г., на югоосетинскую и абхазскую территорию.

Читайте: Лучшие материалы: Южная Осетия. Тревожный август .

Как бы то ни было, но огонь был прекращён, и крупных вооружённых провокаций с человеческими жертвами в зоне недавних боевых действий в Южной Осетии не возникало.

Во многом это произошло благодаря Саркози, который, хоть и критиковал Россию за "чрезмерное применение силы" ипризнание двух республик, всё же воздержался от резких выпадов в адрес российского руководства.

На последней неделе июля и в первую неделю августа этого года грузинская и югоосетинская стороны обвиняли друг друга в обстрелах и провокациях (правда, без разрушений и жертв).

В преддверии годовщины начала войны руководство Южной Осетии выступило с критикой в адрес миссии ЕС. По его мнению, наблюдатели закрывают глаза на концентрацию грузинских войск близ югоосетинской границы.

Сами европейцы, как и год назад, настаивают, чтобы их допустили в Абхазию и Южную Осетию, и при этом подчёркивают, что признают Грузию исключительно в границах бывшей Грузинской ССР. Однако Россия считает подобные требования нарушением ранее достигнутых соглашений. Так что разногласия за минувший год преодолеть не удалось.

С чем связана столь активная роль Евросоюза и лично президента Франции в разрешении конфликта? Своим мнением на этот счёт в интервью "Правде.Ру" поделился эксперт Института Европы РАН, кандидат политических наук Сергей Фёдоров.

- То, что Саркози проявил тогда (и до сих пор проявляет) активность на Кавказе, вполне логично. В тот момент Франция председательствовала в Евросоюзе, и он как глава всего ЕС должен был показать, что объединённая Европа играет важную роль на мировой арене.

Были у Саркози и соображения внутриевропейского характера. Как известно, в 2005 году на референдуме во Франции провалился проект Европейской Конституции, и авторитет страны упал. Так что французский президент руководствовался и целью поднять престиж и роль своей страны внутри Евросоюза.

Читайте: Миссия ЕС в Грузии "запуталась" в территориях .

Кавказский барьер между Россией и ЕС
Кавказский барьер между Россией и ЕС

Безусловно, Саркози оказал свое положительное влияние на прекращение кровопролития. Но принятие "плана Медведева-Саркози" не снимает разногласий между Россией и ЕС по кавказскому вопросу. Хотя Евросоюз признаёт, что агрессором была Грузия, он по-прежнему критикует Россию за "непропорциональное применение силы".

Кроме того, Евросоюзу очень не нравится, что Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Но доводы европейцев, и французов в частности, о нарушении международного права смешны. Та же Франция всего за полгода до войны на Кавказе признала суверенитет Косово. Двойной стандарт со стороны Саркози (да и большинства стран ЕС) налицо.

Впрочем, ничего удивительного в разногласиях нет. Евросоюз и конкретно Франция хотят распространить своё влияние на Кавказ – в частности, на Грузию. А Россия и признание ею двух республик им в этом мешают. И европейцы делают всё, чтобы вытеснить Россию из региона. Этим во многом и обусловлена активность Саркози по разрешению прошлогоднего кризиса.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить