Билл Клинтон, освободитель: каторга и политика

Из Пхеньяна пришла новость об освобождении двух американских журналисток - Лоры Лин и Юны Ли. Это стало следствием того, что в Северной Корее побывал бывший президент США Билл Клинтон. Он провёл переговоры с лидером КНДР Ким Чен Иром и попросил об освобождении женщин. В результате «любимый руководитель» подписал указ об их помиловании. И уже в ночь на среду самолёт Билла Клинтона с Лорой Лин и Юной Ли на борту взял курс на Лос-Анджелес.

Напомним, что злоключения журналисток начались 17 марта, когда их за незаконный переход границы с Китаем задержали северокорейские пограничники. Хотя женщины уверяли, что не собирались этого делать, власти КНДР решили судить их по всей строгости закона.

Предполагалось, что речь пойдет о статьях «незаконное пересечение государственной границы» и «шпионаж». И потому ожидалось наказание лишением свободы на срок от пяти до 10 лет. Но вердикт, вынесенный 8 июня, оказался более суровым. Подсудимых признали виновными в «тяжком преступлении против КНДР» и приговорили к 12 годам каторги. К счастью, она не продлилась и двух месяцев.

Читайте: Резолюции ООН не защитят от ракет КНДР .

История с журналистками развивалась на фоне обострения обстановки вокруг КНДР. 30 января этого года Северная Корея разорвала все мирные соглашения с Южной, обвинив последнюю в систематическом нарушении ранее достигнутых договорённостей. В результате армия Южной Кореи готовится к отражению возможного удара. Резкие ответные заявления последовали также из США и Японии. Обстановка вокруг Корейского полуострова начала накаляться.

5 апреля КНДР провела первые в этом году ракетные пуски. А на последующее осуждение этих действий со стороны Совета безопасности ООН 14 апреля отреагировала выходом из продолжавшихся шесть лет шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР и объявлением Корейского полуострова безъядерной зоной. (Участниками переговоров были Северная и Южная Корея, Россия, Китай, Япония и США).

25 мая КНДР провела ядерные испытания, а 2 и 4 июля – пуски ракет. В обоих случаях Совет безопасности ООН принимал специальные резолюции, где призывал прекратить ядерные испытания и отказаться от ракетных и ядерных программ.

В отношении страны по решению ООН введены международные санкции. В частности, заморожены зарубежные активы ряда северокорейских предприятий, связанных с реализацией ядерной программы страны. Запрещены поставки любых материалов, которые республика могла бы использовать для реализации своей ракетно-ядерной программы. Ряду северокорейских чиновников запрещён въезд в другие страны.

При этом США, Япония и Евросоюз считают все эти меры недостаточно жёсткими. Так, они предлагают составить списки предметов, экспорт которых в КНДР запрещён, а также сделать более жёсткими правила досмотра идущих туда и оттуда судов. Кроме того, Запад и Япония хотят наложить на Северную Корею большие финансовые ограничения.

В середине июня в Вашингтоне с визитом побывал президент Южной Кореи Ли Мен Бак. Итогом этой поездки стало то, что США вроде бы выразили готовность не только поставить на дежурство на южнокорейской территории свое ядерное оружие, но и помочь союзнику с помощью регулярной армии в случае конфликта с КНДР. Фактически речь шла о размещении элементов американской системы ПРО в Южной Корее.

В Пхеньяне расценили это как объявление войны и пригрозили и южным собратьям, и США ракетным ударом. Американцы, в свою очередь, привели в полную боеготовность элементы своей противоракетной обороны, расположенные на Аляске и Гавайских островах. На Тихом океане замаячил призрак большой войны.

Читайте: КНДР: мировая угроза или великий блеф?

24 июля КНДР заявила о готовности начать прямые переговоры с США, но в то же время отказалась от нового диалога в формате «шестёрки». Не исключено, что поездка Билла Клинтона в Пхеньян нёс в себе цель прозондировать почву для подобных переговоров. Хотя Госдепартамент США отрицает официальный характер визита экс-президента, сообщение северокорейского ТВ от 4 августа говорит именно об этом.

«В ходе встречи Билл Клинтон передал Ким Чен Иру послание президента Барака Обамы. Великий вождь выразил ему свою признательность, после чего провёл с Клинтоном обстоятельную беседу. Участники переговоров обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес», - говорилось в сообщении северокорейского ТВ.

Будет ли способствовать визит Клинтона в Пхеньян и освобождение двух журналисток нормализации обстановки вокруг КНДР и началу новых переговоров по её

Билл Клинтон, освободитель: каторга и политика
Билл Клинтон, освободитель: каторга и политика
ядерной программе? Об этом в интервью «Правде.Ру» рассказал эксперт по ракетно-ядерным технологиям КНДР Центра международных исследований Морского госуниверситета им. адмирала Невельского во Владивостоке Владимир Хрусталёв.

«Судя по всему, после визита Клинтона в Пхеньян есть все основания говорить о некотором улучшении ситуации, снятии лишней напряжённости. Две журналистки, действительно, нарушили границу и добавили США головной боли. А КНДР получила отличную возможность сделать жест доброй воли и показать свои мирные намерения. Что и произошло. И это – дипломатическая победа Пхеньяна», - считает эксперт.

«Решение освободить журналисток может иметь большие политические последствия. Конечно, о полном демонтаже ядерной инфраструктуры КНДР речи не идёт. Соглашаться на такое для Пхеньяна – смерти подобно.

Но общая обстановка в регионе может нормализоваться, и вполне могут начаться американо-северокорейские переговоры по самому широкому кругу вопросов. Не только о ядерной программе Северной Кореи, но, скажем, и об установлении дипломатических отношений между ней и США», - полагает Хрусталёв.

О важнейших международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить