"Несогласные" утратили квалификацию

Как и следовало ожидать, "митинг несогласных" на Триумфальной площади столицы закончился, даже не начавшись. Противодействие сотрудников милиции (митинг не был санкционирован властями города) тут не при чем. Просто потому, что организаторы и не ставили целью проведение какой-либо акции.

То, что проведение митинга на Триумфальной площади столичные власти не разрешат, стало известно за несколько дней до пятницы. Судя по реакции "лимоновцев" - кои, собственно, и заявляют подобные мероприятия от имени "Другой России", и только одни на них и приходят - их самих подобный отказ не удивил. Привычно попеняв на власти, Эдуард Лимонов и его сторонники заявили, что, дескать, никто не может запретить им прийти на площадь в назначенное время.

В назначенное время вокруг объявленного места сбора "Другой России" было много милиции и журналистов. Все как обычно. Ни те, ни другие так и не дождались чего-то экстраординарного. Было задержано несколько человек, попытавшихся скандировать "фашисты, фашисты". Правда, кому именно были адресованы эти выкрики - вопрос дискуссионный... Сложилось впечатление, что эти люди для того и начали кричать что-то про фашистов, чтобы на них обратили внимание.

Несколько ранее возле Храма Христа Спасителя был задержан Эдуард Лимонов с охранниками. Тем самым была нарушена уже складывавшаяся традиция задержания Лимонова у памятника Маяковскому на Триумфальной площади.

Собственно, сегодняшнее выступление "лимоновцев" даже провалом назвать нельзя, поскольку проваливаться уже нечему. Пару месяцев назад "Другая Россия" собирала человек 80-100. Сегодня - вполовину меньше (и то, по самым оптимистичным оценкам). Уместно в этой связи напомнить, что некоторое время назад ряды сторонников Лимонова покинули представители московской группы ныне запрещенной НБП - чуть более трех десятков человек. Их-то в пятницу и не досчитались.

Бессмысленность времяпрепровождения, подобного сегодняшнему, очевидна уже и самым "упертым" сторонникам несистемной оппозиции. Собственно говоря, подготовка к последним мероприятиям "Другой России" не вызвала особого интереса даже у сочувствующих. Не вызывала она особого интереса и на этот раз.

Некоторое время назад "лимоновцы" объявили, что будут проводить 31 числа акции в защиту 31-й статьи Конституции. Впрочем, этому мало кто поверил. Сам Эдуард Лимонов не стал наводить тень на плетень и откровенно объяснил, почему проводятся подобные акции. Посетовав на отсутствие среди "несогласных" "известных людей", писатель пояснил: "Я хочу видеть побольше известных людей. Я почему говорю к известным людям – неизвестные приходите тоже, но если задержан известный человек - это имеет резонанс. Если будет задержан Илларионов или какой-нибудь известный наш актер, или певец, или спортсмен – это будет иметь больший резонанс, и большая часть общества  будет поставлена в известность о том, что у нас происходит".

Воспринимать всерьез оппозиционеров наподобие Лимонова и Ко после подобного рода заявлений не просто неудобно - стыдно. Если единственная цель состоит в том, чтобы быть задержанным ради резонанса, то о чем вообще можно говорить. Какая 31 статья Конституции, причем здесь она?

В сухом остатке мы имеем следующее: задержаны около пяти десятков человек, никакого митинга не было (собственно, никто такой цели и не ставил - см. слова Лимонова), значительное количество людей потеряло время в дополнительных пробках. Вот и весь "резонанс"...

Заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова Дмитрий Бадовский считает, что  реинкарнации "маршей несогласных" не будет.

"Ничего нового здесь нет, предыдущий этап "маршей несогласных" выдохся. Сейчас, я бы сказал, наблюдается достаточно искусственная попытка возобновить эту технологию с привязкой к 31 числу, придать какую-то регулярность", - говорит политолог.

"Мне кажется, новая волна выдохнется быстрей, чем предыдущая, просто потому, что вряд ли сейчас у оппозиции есть какая-то реальная  политическая повестка для того, чтобы обеспечить массовость, привлечь достаточно серьезное участие граждан в этих акциях", - заключает Дмитрий Бадовский. 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить