«Штрафной наценкой» от пива не отвратишь

Привычная, увы, картина: подростки распивают пиво даже на крыльце школы, девушки - не исключение. Вечерами в скверах и парках гуляет молодежь, весьма «подогретая» пенным напитком. Не отстают от них и пожилые люди. 

Пивной алкоголизм в России стремительно молодеет, и проблема давно уже приобрела общенациональный характер. По данным ВЦИОМ, один-два раза в неделю пиво пьют до 80 процентов юных граждан от 12 до 17 лет. Медики утверждают, что именно в этом возрасте люди все чаще становятся пивными алкоголиками.

Подростку достаточно  два-три года систематически, всего лишь раз или два в неделю, баловаться пивком - и можно смело ставить диагноз.

Депутаты Республики Алтай внесли в Государственную Думу законопроект, в котором предложили увеличить до 500 рублей штраф за распитие пива и слабоалкогольных коктейлей на улицах, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах.

В пояснительной записке к документу говорится, что на эту меру они пошли «в целях защиты нравственности и здоровья людей в связи с массовым употреблением молодежью пива в учебных заведениях и трудовых коллективах». «В результате происходит нарушение общественного порядка, падает дисциплина, происходит деградация общества», - поясняют депутаты в записке.

Госдума не так давно уже внесла изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым любителей прилюдно распивать пенный напиток сейчас должны штрафовать на 300 рублей вместо предыдущей сотни.

Штраф вырос, но показатели употребления пива остаются все теми же, даже растут. Ужесточение административной ответственности результатов не дало.

Член комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьев считает, что закон не действует по вине милиционеров, которые не торопятся штрафовать пьющее в общественных местах население. «У правоохранителей просто нет сегодня твердой уверенности, что граждан целесообразно наказывать за употребление алкоголя на улице», - полагает депутат.

Читайте также: Наследница британского престола пьет пиво с кетчупом

По мнению члена того же комитета Виктора Илюхина, люди предпочитают «откупаться от сотрудников милиции», и никакое повышение штрафа ситуацию не исправит.

Илюхин уверен, что даже если увеличить  его до миллиона рублей, «милиционеры будут брать с людей по 500 тысяч себе в карман, и ничего не изменится».

«Такие инициативы регионов не являются для нас чем-то новым, - говорит первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец. – Первое, на что мы смотрим, – степень их обоснованности.

Полагаю, что именно у этой идеи нет достаточной мотивационной базы: КоАП предусматривает административную ответственность за распитие алкоголя в общественных местах. Вопрос в том, почему существующие нормы права не работают.

Ответов два: или бездействует правоприменитель, то есть та же милиция, или их исполнение производится некачественно. Можно увеличить штраф, но что это даст? Любой запрет или ограничение приводят к нарастанию недовольства и усилению желания делать то, что нельзя. Мы занимаемся эскалацией воздействия, а потом удивляемся: почему, мол, нет результатов? 

Вообще, это порочная практика – считать гражданина какой-то машиной, вещью, на которую государство обрушивает мощный административный пресс. Чем он тяжелее – тем больше сопротивление. Человек несовершенен, и нужно работать с ним не методом кнута. Сахар тоже полезен. С людьми нужно работать, объяснять, говорить правду о вреде алкоголя и пива в том числе.

И потом, проблема алкоголизма была в России всегда, мы просто «поменяли» ассортимент: перешли с самогонки на пиво из-за его доступности и широкой рекламы. Рано или поздно оно приестся и выйдет из моды, как это случилось с послеперестроечными подпольными порнозалами».  

В народе говорят «Пиво – не водка», между тем литр любого пива содержит не менее 4 -5 процентов алкоголя, то есть  этилового спирта. Получается, человек, выпивающий в день литр пенного напитка, «принимает на душу» 50 граммов 100-процентного этилового спирта, или около 125 граммов водки. Так что не такой уж и слабоалкогольный это напиток.

Однако пока в стране сильно будет пивное лобби и, соответственно, на рекламу хмельного товара будут тратиться немыслимые бюджеты, как ни выгоняй ее думскими законами из прайм-тайма, с пивными алкоголизмом не справиться никакими разъяснениями. Реклама , как известно, двигатель торговли и властительница подростковых умов.

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить