Российский военный флот идет "ко дну"?

Россия может начать закупку иностранных боевых кораблей за рубежом. «Мы, по крайней мере, не исключаем закупок иностранных кораблей за рубежом», – заявил главком российского ВМФ адмирал Владимир Высоцкий 24 июня на открытии Международного военно-морского салона МВМС-2009 в Санкт-Петербурге.

Россия издавна, и не раз, закупала иностранные боевые корабли или строила подобные суда при участии зарубежных мастеров - со времен знаменитого «Орла», который принято считать первым русским парусным боевым кораблём. Обычно к услугам иностранцев обращались в кризисную пору. Так было в Северную войну 1700–21 гг. против шведов, когда немалая часть нашего флота была выстроена благодаря голландцам. Так было и в XIX – XX веках, когда в условиях технического отставания от других стран возникла необходимость закупать корабли заграницей. Характерный пример – легендарный крейсер «Варяг» американской постройки.

Читайте: Американские "Рэпторы" против российских С-400 .

Не был исключением и советский период. После Первой мировой и Гражданской войн Советской России также пришлось обращаться за иностранной, в частностью, германской помощью для пополнения своих военно-морских сил. К примеру, в 1940 г. от Германии был получен тяжелый крейсер «Лютцов», вошедший в состав советского Балтфлота под названием «Петропавловск».

Что же послужило причиной для заявления адмирала Высоцкого? Ведь, согласно грандиозным планам «Рособоронэкспорта», доля военно-морской техники в продажах оружия к 2011 г. должна возрасти с нынешних девяти до 20 процентов, в том числе катеров типа «Молния» и «Соболь» - Туркмении, субмарин проекта 636 - Алжиру и фрегатов типа «Гепард» - Вьетнаму.

На том же салоне в Санкт-Петербурге Россия предлагает иностранным государствам свыше 50 наименований боевых кораблей, от патрульных катеров до ракетных эсминцев и сверхмалых подводных лодок.

Как объявил руководитель делегации «Рособоронэкспорта» Олег Азизов, «В настоящее время объем экспортных заказов военно-морской техники равен 6,5 млрд долларов, что обеспечит загрузку предприятий-изготовителей до 2012 г.».

Как-то не очень все это вяжется с планами закупок… С намерением прояснить вопрос мы обратились к военно-морским экспертам.

В интервью «Правде.Ру» капитан 1-го ранга Константин Сивков сказал:

«Такие заявления (адмирала Высоцкого. – Ред.) неудивительны. Наш военно-морской флот действительно находится в плачевном состоянии. Кроме красивых слов об укреплении мощи наших вооружённых сил дело дальше этого не идёт. И мы уже срывали контракты на поставку боевых кораблей тем же индусам.

Более того. Главком ВМФ адмирал Высоцкий и начальник Генштаба генерал Макаров – фигуры из одного лукошка. Они продолжают по указке Сердюкова линию разрушительных реформ армии и флота. И вот результат – нас уже готовят к тому, что мы будем закупать корабли за рубежом. До 2015 г. мы как-то по инерции еще протянем на старом запасе прочности. Но дальше советские ресурсы кончатся, и волей-неволей придется делать то, о чем «полунамекнул» нам Высоцкий.

Почему у нас на Севмаше, который считался в России главным предприятием по созданию современных боевых кораблей, так и стоят недостроенные судовые корпуса? Всё по этой же причине. На проблемы ВМФ и ВПК почти никто не обращает внимания.

Нам уже начинают говорить о том, что якобы ничего страшного не происходит, что в советское время мы закупали польские корабли. Да, закупали. Но не забывайте, что тогда мы вместе входили в Организацию Варшавского договора. Тогда это была форма поддержки социализма в Польше.

И это наглая ложь, когда мы слышим, будто мы у поляков закупали противолодочные корабли. Как моряк, служивший в то время, скажу, что мы покупали у них лишь десантные корабли проекта 775 и госпитальные суда, не предназначенные для непосредственного боя с флотом противника.

Но закупать корабли за рубежом сегодня опасно. У них особая, отличная от наших кораблей, радиоэлектронная начинка, и те, кто их продают, отлично знают их параметры. И в случае войны иностранные поставщики просто дистанционно блокируют электронику и выведут эти суда из строя ещё до начала боя».

Не менее пессимистично настроен и военно-морской эксперт из Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок :

«Мы просто уже не в состоянии строить большое количество кораблей для ВМФ. В Санкт-Петербурге прозвучали громкие заявления о том, что мы отказываемся от строительства привычных носителей военно-морской авиации и переходим на

Российский военный флот идет
Российский военный флот идет "ко дну"?
новейшие многоцелевые морские авиационные комплексы. Но кто их будет строить? Соответствующие верфи, пригодные для строительства кораблей этого класса, остались после распада СССР на Украине.

С нашей стороны была попытка преодоления негативных тенденций в кораблестроении, например, обсуждалась возможность создания единой корпорации на основе северных и балтийских промышленных мощностей. Однако этому активно противодействовали частные предприниматели, имеющие там немалую долю в бизнесе. И нельзя винить в этом срыве исключительно их. Просто на наше государство невыгодно работать.

С другой стороны, при строительстве и модернизации своего боевого флота мы сталкиваемся с проблемами технического характера: у нас почти нет сухих доков. И поэтому после распада СССР мы всё больше переходим на малые корабли. А между тем наш флот дряхлеет. В самом печальном состоянии находится Черноморский флот, где самые молодые корабли основных классов имеют возраст не менее 20 лет. Интереснее всего, что мы фактически загубили даже те проекты, которые родились в СССР - вроде тех же экранопланов.

Но ситуацию с ВМФ нельзя рассматривать без связи, допустим, с авиа- и особенно танкостроением. Похожие тенденции развиваются и в этих отраслях. И через несколько лет мы можем потерять наш ВПК, а с ним и все несырьевые отрасли экономики».

Читайте: Выбор Обамы: наступление или оборона?

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить