Борьба с курением ушла на перекур

Поговорку «курить – здоровью вредить» знает каждый школьник. Но если сигаретой дымят папа и мама, а впридачу и любимый телегерой, никакая поговорка не удержит подростка от желания затянуться хоть разок.

По количеству курильщиков наша страна занимает четвертое место после Китая, Индии и Индонезии. По остальным «никотиновым» показателям – мы, увы, первые. Российские женщины и подростки – самые курящие в мире (слабый пол составляет 30 процентов от общего числа взрослых почитателей табака).

Ежегодно от болезней, вызванных привычкой подымить, в нашей стране умирает 400 тысяч человек, причем в трудоспособном возрасте, – это население среднего по численности областного центра, скажем, Брянска или Калуги.

Статистика удручает, несмотря на то, что с 2002 года на территории России вступил в силу закон «Об ограничении курения табака».

В целях снижения вредного воздействия сигаретного дыма, согласно этому закону, курение запрещено на рабочих местах, в городском, пригородном, междугороднем и воздушном транспорте (если время полета не превышает трех часов).

Это же требование касается закрытых спортивных учреждений, организаций здравоохранения, образования и культуры, помещений, занимаемых органами государственной власти. И разрешено там курить только в специально отведенных местах.

С тех пор к закону добавились многочисленные поправки: был введен запрет на продажу сигарет несовершеннолетним, на наружную и телевизионную рекламу табачной продукции, на торговлю сигаретами ближе, чем в 100 метрах, от образовательных и медицинских учреждений. Однако все оказалось безрезультатно: россияне продолжают коптить небо, губя собственное здоровье.

Недавно президент США (а Штаты – страна, в которой табачная промышленность – одна из ведущих) Барак Обама подписал закон, ужесточающий продажу табачной продукции. Перед этим американский лидер сам предусмотрительно бросил курить. Теперь Управление по контролю за продуктами и лекарствами США сможет принуждать производителей сигарет к ограничению уровня содержания никотина в их продукции.

Также законом запрещается реклама табачных изделий в изданиях для молодежи и наружная реклама сигарет на расстоянии ближе, чем 300 м от школы. Табу наложено и на маркировки light или mild на упаковках сигарет - вместо них должны появится новые надписи о вреде курения.

Кроме этого, отныне производители сигарет в США должны запрашивать одобрение государственного ведомства перед внедрением любой новинки.

Читайте также: За продажу сигарет детям жителей Турции будут сажать в тюрьму

«Все те меры, на которые пошел Обама, мы предприняли еще четыре года назад, - рассказал «Правде.ру» первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академикРАМН Николай Герасименко. – Они не принесли существенных результатов из-за мощного табачного лобби в нашей стране.

Производители и продавцы сигарет не жалеют денег на рекламные уловки в условиях запрета наружной рекламы табака. Например, размещают баннеры в метрополитене – и доказывают, что это не «наружка». Или выпускают жевательную резинку в форме сигарет, и ребенок приучается к мысли о сигарете как о необходимом «спутнике» жизни.

На экранах то и дело появляются курящие кумиры – красивые сильные мужчины, и дети быстро впитывают эту субкультуру. Еще один вариант «скрытой рекламы» - спонсорство культурных мероприятий. Например, в числе финансировавших последний «Кинотавр» были и табачные магнаты.

Правительство еще в 2002 году обещало разработать программу по борьбе с курением, но ее до сих пор так и нет.

Табачное лобби обходится компаниям в сотни миллионов долларов, но они не остаются внакладе. И это при том, что у нас в стране немыслимо дешевые сигареты – пачка стоит меньше, чем булка хлеба или мороженое!

Потом, чтобы закон нормально исполнялся, нужен контроль. Без хорошей работы исполнительной власти – той же милиции, антимонопольного комитета - закон остается только словами на бумаге.

Следующая проблема заключается в том, что у нас зачастую не лицензируется торговля табаком. Если в других странах лишение лицензии за неоднократную продажу сигарет подростку – мера эффективная, у нас она не работает из-за отсутствия самих лицензий.

Наш комитет подготовил ряд существенных поправок к закону «Об ограничении курения табака», которые можно назвать национальной стратегией. Мы предлагаем ввести полный запрет на продажу сигарет в киосках, на курение в общественных местах (больницах, школах) независимо от того, есть там специально оборудованные помещение или нет.

Мы хотим добиться полного запрета рекламы сигарет (кроме специализированных магазинов, ее не должно быть нигде), ужесточить административные меры за нарушение этого требования, увеличить акцизы на торговлю табаком. 

Беда российского законодательства – очень слабое исполнение законов. Сейчас все зависит от того, какие решения будет принимать правительство».

Действительно, изменение акцизов, полный запрет табачной рекламы и курения в общественных местах – меры, которые требуют четкой и скоординированной работы правительственных структур – Минфина, Минздравсоцразвития. Все это остро необходимо для оздоровления нации. Ну а пока в России продолжается затяжной перекур.

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Обсудить