Зеркало для героя - 19 июня 2009 г.

В метро вижу плакаты: «2009 год – год Галины Щербаковой!». В такой вот категоричной форме одно московское издательство «продвигает» книги писательницы, творчество которой пользовалось широким успехом в советское время, когда на экраны вышел нашумевший фильм «Вам и не снилось», снятый по ее повести. Нельзя сказать, что писательница эта исчезла в постсоветское время, как практически ушли из литературного процесса многие маститые авторы, не нашедшие своего места в новой реальности.

Девяностые и начало двухтысячных ознаменовалось, с одной стороны, всплеском постмодернизма в отечественной литературе, когда исчезли какие-либо запреты на ненормативность лексики, когда все стало можно и все дозволено.

Впрочем, эти постмодернистские изыски особого признания у массового читателя не получили. Они так и оставались бы предметом обсуждения высоколобой критики, если бы время от времени  громкие PR-компании не создавали таких сомнительных литературных кумиров, как господин Сорокин.

С другой стороны, в это же время самое широкое хождение в народе получил детективный жанр. Вершиной его стали криминальная мелодрама и иронический детектив Дарьи Донцовой, переплюнувшей по количеству и быстроте написания и издания новых книг самого Дюма-отца.

Не стану сегодня говорить о Сорокине и других постмодернистах с их сюжетами и героями, отмеченными душевным нездоровьем. Если кому-то нравится такая проза, пусть читают. Запретов у нас сегодня, повторяю, нет! Кто-то читает Сорокина, кто-то Пелевина. Кому-то доставляет удовольствие читать романы Александра Проханова. У Галины Щербаковой тоже свои почитатели.

Однако массовый читатель, точнее читательница (поскольку все социологические опросы стабильно говорят о том, что в России 80 процентов читательской аудитории составляют женщины), голосует рублем за Донцову, Шилову, Устинову и прочих «королев» и «принцесс» криминальной мелодрамы. Об этом говорят многотысячные тиражи их книг.

И вот здесь я хочу сказать несколько слов в защиту наших массовых читательниц, которых высоколобая критика обвиняет в низменности вкусов, а иные консервативные публицисты даже объявили об их литературных пристрастиях как о некоем «повреждении нравов в России».

Уважаемые критики и ревнители культуры, смею заверить вас, никакого «повреждения нравов в России» не произошло. Просто та литература, которая сегодня пользуется наибольшим спросом у читателя, отвечает его нынешним потребностям в «герое нашего времени».

Литература всегда была зеркалом, в котором отражается состояние общества на том отрезке времени, в котором это общество пребывает. Иными словами, она отвечает социальной рефлексии общества. Пусть даже неосознанно.

Помню разговор с одним уважаемым издателем в самом начале двухтысячных. Когда я спросил его, почему они издают детективы, вместо поиска новых сорокиных и пелевиных, мой собеседник ответил просто: в детективах читатель узнает себя. Наверное, в этом и заключается вся алхимия современной массовой литературы.

Сегодняшняя криминальная драма стала нашим зеркалом, в котором так легко узнать себя, своих коллег, своих соседей, популярных телеведущих и всю остальную жизнь вокруг. Да, это дешевые книги в бумажных обложках, предназначенные для разового чтения.

Кстати, оригинальное название гениального фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» - «Пальп фикшн». Т. е., скорее всего, «бумажные страсти». В «Пальп фикшн» Тарантино высмеивает художественные ценности американской масскультуры, сохраняя при этом совершенно серьезную физиономию.

«Бумажные страсти» наших подвижниц криминальной мелодрамы, возможно, еще найдут отечественного Тарантино. Но на сегодняшний день они остаются наиболее востребованной литературой современной читательской аудитории. И с этим не поспоришь.

Своей знаменитой комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь предпослал эпиграф - «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Более чем красноречиво автор заявлял о том, что его шедевр не более, чем зеркало для героев и общества.

Между прочим, в нынешнем году мы отмечаем двухсотлетний юбилей Н.В. Гоголя. Но никому из издателей и на миг в голову не пришло объявить 2009 год – годом Гоголя.

Блокбастер «Тарас Бульба» коммерчески оказался успешнее «Ночных дозоров». А вот читать сегодня того же «Бульбу», «Мертвых душ» или «Ревизора» станут, может быть, единицы.

Спускаюсь в метро и вновь вижу пассажиров с недорогими книгами Дарьи Донцовой, Юлии Шиловой, Татьяны Устиновой и прочих тружениц бессмертного жанра «пальп фикшн»в «мягких» (бумажных) обложках. И ни одного с книгой Гоголя.  Даже в мягкой обложке. Такие вот у нас «бумажные страсти».

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить