Дед Башмета пел на слух скрипичный концерт Мендельсона

Юрий Башмет недавно дал в Киеве замечательный концерт в Национальной опере. Этот год — юбилейный для блистательного альтиста. Во Львове к его пятидесятилетию музыковед Ирина Чернова-Строй издала книгу "Юрий Башмет — грани совершенства". Интереснейшее исследование феномена личности Башмета, к сожалению, невозможно купить в Киеве. Говорят, весь тираж увез в Москву сам альтист. Но у читателей "Ведомостей" есть возможность перелистать несколько страниц биографического бестселлера.

На фоне бесчисленных, но весьма поверхностных и попсовых по своей сути жизнеописаний известных людей эта книга являет собой уникальное культурологическое событие (издательство "Пирамида"). Автор называет ее мультистилистической: исследование, анализ, философия, уникальные библиографические сведения и редкие фото переплетаются с беллетристикой. А если учесть, что это первая книга о Башмете вообще (не считая его собственных воспоминаний "Вокзал мечты") с мизерным тиражом в 600 экземпляров, из которых 500 уехали с Башметом, то можно говорить о настоящем раритете. Автор писала книгу, не контактируя с Башметом, но прекрасно ориентируясь в его музыкальных записях и в уникальном архиве, собираемом отцом альтиста — Абрамом Башметом, живущим во Львове.

Работу над этим подробнейшим архивом Абрам Борисович начал 30 лет назад, еще до того, как широкой общественности стало понятно, что его Юрочка — незаурядная личность. Со слов Абрама Башмета, этого Леопольда Моцарта современности, написана одна из важнейших глав книги — "Поклон матери".

У Ирины Черновой-Строй готов и украиноязычный вариант книги, ничуть не уступающий русскоязычному. Но, видимо, к такому повороту событий наш книжный рынок не готов даже теоретически. Хотя сам Ю. Башмет написал автору: "С благодарностью и восхищением. Браво!" Вот был бы роскошный PR нашему книжному рынку, если бы на презентацию украинской версии книги в Киев приехал Башмет. Во Львове презентация русскоязычной версии уже прошла во Дворце Потоцких в присутствии Ю. Башмета. Но, как водится, осталась незамеченной отечественными СМИ.

"Под таким уж небом и под такой уже звездой возник этот город, что как-то невольно рождается здесь стремление к прекрасному..." Эти слова принадлежат историку и поэту, бургомистру Львова XVII века Юзефу Бартоломею Зимовичу. Вот в таком городе (наиболее известными уроженцами которого считаются Леопольд Захер-Мазох, Григорий Явлинский, Анжелика Варум, Роман Виктюк) с 1958 по 1971 рос, учился, хулиганил и вбирал мистический дух этого особенного места Юрий Башмет.

Именно здесь мама — Майя Кричевер-Башмет — учительница-филолог (светлой памяти которой посвящена эта книга), на концерте в филармонии сказала маленькому сыну, указывая на музыкантов симфонического оркестра: "Вот и ты, когда станешь взрослым, тоже будешь сидеть на сцене". На что Юра ответил: "Нет, мама, я всегда буду стоять".

Дед Башмета любил петь и танцевать. Именно он привез внукам пианино и электрогитару. Своего любимца Юру он баловал, посылая деньги даже после окончания учебы со словами: "Консерваторию он кончил, а кушать он не кончил..." Другой дедушка мог по слуху спеть скрипичный концерт Мендельсона, а бабушка Циля училась в консерватории по классу вокала. Другая бабушка — Дарья Шапченко — прекрасно знала и пела народные гуцульские песни.

Отец, Абрам Башмет, предоставивший для книги уникальный семейный архив, был инженером. Обладатель баритона, он с удовольствием пел оперные арии и старинные романсы. Со своей женой, будущей матерью музыканта, тоже страстной поклонницей искусства, он познакомился в театре-студии.

В семье уже рос сын Евгений, и матери, у которой было больное сердце и диабет, врачи запрещали рожать. Но она сказала: "Может, это будет необыкновенный ребенок, а я загублю талант..." И решилась. "Мама! Она была мудра и своей любовью вложила в меня уверенность, что у меня что-то получится", — говорит Юрий. После одного из его концертов во Львове, когда ему никак не удавалось погрузиться в импровизационное состояние, которое может в конце концов привести к вдохновению, мама сказала: "Знаешь что, дорогой, ты вырос в настоящего мастера, прекрасно играешь, мне очень понравилось. Тебя мучает, что не было вдохновения. Но этого не может быть каждый день в каждом концерте"...

Юра рос веселым, гармонично развитым ребенком: играл на скрипке, альте, гитаре, электрогитаре, фортепиано, ударных. Увлекался прыжками в воду, фехтованием, катался на коньках и велосипеде, в совершенстве овладев такой дворовой премудростью, как езда на велосипеде задом наперед. Уже будучи мировой знаменитостью, Башмет поспорил на бутылку коньяка с одним режиссером-документалистом, что после концерта проедет "задом". Режиссер пытался доказать, что музыканты, мол, с детства живут какой-то рафинированной жизнью и всякие уличные приключения им вовсе не знакомы. Дело происходило в Антверпене, городе тюльпанов, сыра и велосипедов. Юрий Башмет должен был играть там премьеру симфонической сюиты "Стикс", посвященной ему композитором Гией Канчели.

После премьеры Башмет с огромной охапкой цветов вышел на улицу, где его уже поджидал режиссер с бутылкой. Юрий Абрамович подбежал к первой попавшейся велосипедистке: "Девушка, все цветы — ваши, только одолжите мне ненадолго ваш транспорт!" И лихо промчался дворовым стилем на глазах у проигравшего режиссера. Этот спортивный подвиг снял на свою камеру Гия Канчели, только что записавший первое исполнение "Стикса". Но только оператор-композитор допустил какую-то ошибку, и при просмотре пленки выяснилось, что вместо так трудно давшегося ему финала трагичнейшего "Стикса" (в греческой мифологии — река в царстве мертвых) на пленке лучший альтист мира лихо едет задом наперед...

В юности он был поглощен джазом и легкой музыкой. С этим репертуаром они с братом даже выступали перед публикой. Позднее он стал играть в известной джазовой львовской группе Мирослава Скорика "Веселые скрипки". Объездив всю Украину, он слыл здесь популярным... гитаристом. Была и рок-группа: "Свой первый рок-коллектив я организовал еще во Львове, и, надо сказать, наша группа была довольно популярна. Кстати, я и альтом-то занялся именно из-за рока. Несколько больший по размеру и более низкий по звучанию альт долгое время оставался в тени, уступая почетное место не только скрипке, но и виолончели. Мне казалось, что, занимаясь на альте, я смогу больше времени уделять гитаре. Но классическая музыка все же взяла верх". Кстати, именно в этот период, когда Башмет играл на гитаре песни "Битлз", длинные волосы были в моде. Они остались у него такими и поныне.

В гостеприимный дом на узенькой львовской улочке любили приходить друзья детства и юности, а впоследствии — выдающиеся коллеги Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Олег Каган. Здесь, например, Святослав Рихтер вкушал особенную икру из баклажанов. Ведь мама Юры Башмета была прекрасной хозяйкой и рукодельницей. Именно она придумала пришивать под левым плечом пиджака лоскуток, чтоб не протиралась ткань от постоянного трения с инструментом. А через много лет известный кутюрье прислал в подарок Башмету концертный смокинг с маминым изобретением...

Во Львове — а впоследствии и в Москве — у молодого музыканта были великолепные учителя, профессиональная "родословная", восходящая к выдающемуся скрипачу и дирижеру Леопольду Ауэру. Юрий Башмет не только сделал альт королем музыки, открыв новые возможности этого инструмента для композиторов ХХ-ХХI ст., но и сам является новым типом исполнителя-универсала, идеальным воплощением homo ludens (человека играющего). Открыв миру альт как солирующий инструмент, Башмет стал первым в мировой исполнительской практике, кто дал сольные альтовые концерты в крупнейших концертных залах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке, Концертгебау в Амстердаме и Барбикан-холл в Лондоне, в Берлинской филармонии и на сцене театра Ла Скала в Милане, в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Ленинградской филармонии. Юрий Башмет увенчан всевозможными званиями и наградами. Для него и его чарующего альта написано 38 концертов, в том числе великими композиторами современности: С. Губайдулиной, Э. Денисовым, А. Шнитке, М. Таривердиевым, А. Эшпаем, Г. Канчели, Д. Тавенером.


Наталья Тимуршаева, "ВЕДОМОСТИ"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить