Реальное зло от виртуальных противников

На сетевые компьютерные игры сегодня «подсаживается» великое множество людей. Такие игры позволяют осуществить наши самые смелые фантазии. Но так ли уж это безопасно? В последнее время участились случаи, когда сетевые игроки из-за своего увлечения становились жертвой физического и морального насилия со стороны виртуальных коллег. Для «Правды.Ру» ситуацию комментирует психолог Ксения Аверина.

«Застенчивый подросток в Сети становится героем-суперменом, домохозяйка – крутой бизнес-леди, а еще можно «сменить пол» и предстать перед сетевым сообществом в обличье нежной феи, тогда как на самом деле вы – двухметровый бугай, - говорит Ксения. – В игре мы всегда добираем то, чего не хватает нам в реальной жизни. Проблема в том, что порой грань между реальной и виртуальной жизнью стирается и мы относимся к вымышленному имиджу так же, как и к реальному человеку».

Читайте по теме: Игрушки для настоящих мужчин

В фантастическом романе Марины и Сергея Дяченко «Цифровой» виртуальный мир – это форма жизни, равноправная с физической, герои постоянно прыгают с «цифры» на «мясо», могут отдавать команды, которые изменяют реальность. Авторы по-своему правы: виртуальное измерение – это часть нашей жизни. Статус в сетевой игре для некоторых не менее реален, чем, скажем, профессиональная карьера. Кстати, существуют и игры, в которых можно, например, зарабатывать реальные деньги, оказывая какие-либо услуги другим участникам. Все это порой становится мотивом и для криминала.

19-летний Юрий Додоев за несколько месяцев игры добился «должности» банкира в виртуальном банке. Как-то на улице его остановили двое, затолкали в машину и, угрожая ножами, заставили выдать пароли и данные доступа к банковским счетам в игре. Это стало крахом его «карьеры» и «состояния».

Чей-то успех в игре может послужить и поводом для разборок. Недавно разгневанный юзер разыскал и поколотил виртуального противника, который забрал у него «оружие».

Читайте по теме: Почему подростки играют в агрессивные игры?

В Сети можно стать и объектом преследования со стороны психически неадекватных людей. 17-летняя Вика Ганина рассказывает «Правде.Ру»: «Этот человек вошел в игру под именем Маньяка.

Реальное зло от виртуальных противников
Реальное зло от виртуальных противников

И тут же начал болтать всякие непристойности. Особенно доставалось мне. Я решила выйти из игры, потому что ситуация была мне неприятна. Прошло некоторое время, и мне на мобильный стали приходить СМС-ки за подписью Маньяка.

Он требовал, чтобы я вернулась в игру, в противном случае угрожал изнасиловать меня и младшую сестренку! И как только он узнал про меня и мою семью?! Хорошо, я попросила своего парня позвонить по тому номеру, с которого приходили сообщения. Это оказался телефон какой-то девушки. После того как мой парень с ней поговорил, преследование прекратилось – видимо, Маньяку все же вправили мозги… Но ведь он мог и в самом деле до меня добраться!»

Еще одна идея-фикс, иногда одолевающая игроков, – узнать, кто стоит за тем или иным виртуальным персонажем. Особенно если этот персонаж имеет высокий статус или слишком агрессивно себя ведет по отношению к остальным участникам.

Программист Андрей Честнов вспоминает: «В одной игре был такой Цербер, он нас всех жутко раздражал. Стоит на воротах и не пропускает, пока не дашь взятку, а взятки надо было давать в виде накопленных очков, которые мы в результате теряли. Цербер все больше и больше власти забирал, ставки росли, а договориться с ним иначе было никак нельзя.

Читайте также: Когда интернет губит брак

В конце концов, я решил вычислить его. Обратился к знакомым ребятам-хакерам. И они его нашли! Что вы думаете? Оказалось, это женщина, бухгалтерша какая-то… Ну, припугнул ее немного. Послал на электронный адрес письмо – мол, подумай о своих родных, если не прекратишь это безобразие, то… Конкретно ничем не угрожал, но подействовало. Вскоре она куда-то пропала».

Ксения Аверина комментирует: «Когда мы играем в виртуальную игру, то убеждены в своей абсолютной безопасности. Нам кажется, что мы можем делать все что угодно и останемся при этом безнаказанными. А между тем, в виртуальном мире действуют такие же психологические законы, как и в реальности: люди испытывают друг к другу симпатию, зависть, ненависть… И нет гарантии, что в какой-то момент кто-нибудь не посягнет на вашу виртуальную личность. Единственное средство от этого – пореже окунаться в виртуальность и не слишком глубоко, стараться все же какой-то частичкой себя оставаться снаружи, здесь и сейчас…»

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру