Чур меня, чур!

Человечество вступило уже в XXI век, а люди так же суеверны, как и тысячи лет назад: кто верит в порчу, кто в сглаз, кто ничего не предпринимает тринадцатого числа и все старательно обходят черных кошек.
Лучано Паваротти не выходит на сцену без парочки согнутых гвоздей в кармане. Тина Тернер не войдет в отель, если при ней нет кусочка хрусталя. Тони Кэртис уверен, что ему приносят неудачу ботинки со шнурками, поэтому он носит только мокасины или сандалии.
В течение всей своей блестящей карьеры Фил Эспозито готовился к каждой хоккейной схватке одинаково. Он надевал один и тот же черный галстук, проезжал мимо одной и той же будки для сбора платы за проезд, в раздевалке надевал старый верный свитер.
По-прежнему страшно суеверны моряки и летчики. Моряки по старинке считают, что женщина на борту — к несчастью, однако на Западе "крестить" судно (разбить о борт сходящего со стапелей корабля бутылку шампанского) должна только женщина. С первых дней зарождения авиации пилоты обзаводились талисманами в виде забавных человечков, обезьянок, чертиков, которые прикрепляли внутри кабины, украшали борта рисунками драконов, чертей и даже лягушек. В британских ВВС до сих пор избегают давать самолетам порядковые номера с цифрой "13". Дурной приметой считается разбить перед полетом зеркало или рассыпать соль и т.д.
Но самые, наверное, суеверные люди на свете — это космонавты. Начало этому положил, между прочим, сам Сергей Королев. Он, например, строго-настрого запрещал появляться на стартовой площадке во время запуска одному из своих конструкторов (однажды во время его дежурства произошла какая-то неприятность) и лично следил, чтобы тот даже носу не казал.
На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут "Таня" - говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды забыли написать заветное слово — ракета во время старта взорвалась. На Байконуре вечером перед стартом космонавты обязательно смотрят "Белое солнце пустыни", а утром каждый прилежно расписывается на двери гостиничного номера. Как говорят, они покрыты автографами снизу доверху. Закрашивать или мыть двери категорически запрещено. Неподалеку от стартовой площадки автобус с космонавтами останавливается, они выходят из него и усердно орошают колесо — именно так сделал перед своим полетом Юрий Гагарин. Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок.
Космонавты никогда не дают автографов до первого полета, но весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки, которую выпивают после удачного запуска. В космос долго не пускали усатых: во время полета усатого Виктора Жолобова были неполадки, и программу пришлось прекратить досрочно.
Весь этот сложный ритуал с удовольствием исполняют и космонавты из других стран, которые взлетают с российских космодромов. А после первого старта российско-американского экипажа на Международную космическую станцию в 2000 году американцы внесли и свою лепту. Тогда жена командира экспедиции Уильяма Шепарда Бет закурила особую сигару — так родственники членов экипажей давно уже делают после запуска "шаттлов". А сам Шепард, бывший военный подводник, попросил, чтобы, провожая на старт, начальство пожелало космонавтам "сильного ветра и быстрого корабля", что соответствует нашему напутствию "семь футов под килем".
После благополучного старта и возвращения русско-американской экспедиции горячие головы немедленно решили вплести американские обычаи в российский ритуал. Непонятно только одно: где достать на космодроме водку — известно, а вот как разжиться в казахской степи хорошей сигарой?

Александр ЛАПИН, "Регион-Блицинформ"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить