"Русские дайверы дружат с головой"

Екатеринбург — город, далекий от моря. Но и у нас есть свои "морские жители". Не ихтиандры, конечно. Дайверы. Люди, для которых экскурсии в подводный мир часто становятся образом жизни... Наша собеседница Мила Хоркина — инструктор по дайвингу.

- Мила, объясните нам, сухопутной публике, почему людей тянет погружаться под воду?
- Под водой — огромный и совершенно другой мир! Нет суеты, шума, ненужных слов... Кроме того, дайвинг — это просто интересно. Экзотические рыбы, животные, растения... Поплавать в Красном или Южно-Китайском море, в Индийском океане, где много затонувших старинных судов, разве не захватывающая идея? Каждое погружение — это открытие.

- Где ты училась дайвингу? Ты родилась на море?
- Нет, родилась я здесь, в Екатеринбурге. А на море часто отдыхала с детства. Все время в воде проводила, как русалка. Я же говорю, вода — это моя стихия! А дайвингу научилась не очень давно, два года назад, в Турции, когда там отдыхала. И поняла: это мое! Сразу же прошла курс начинающего дайвера. Потом получила международные сертификаты на инструкторскую деятельность и осталась работать при крупном отеле. А прошлой осенью моя маленькая дочь сказала: "Мама, я хочу зиму..." И мы вернулись в Екатеринбург. Сейчас здесь мне предлагают хорошую работу, правда, никак не связанную с дайвингом, поэтому, думаю, погружения превратятся в мое хобби.

- Сложно научиться дайвингу?
- Ничего сложного нет. Все погружения заранее рассчитываются, для этого есть специальные таблицы. Высчитываются даже мелочи: промежуточные остановки, время, которое ты должен постоять, а потом двинуться дальше. Главное, соблюдать два правила: никогда не опускаться в одиночку и подниматься строго по команде инструктора.
Как-то я вела группу иностранцев. Мы погрузились, все шло хорошо, как вдруг одна немка ни с того ни с сего занервничала, задергалась. Рядом не было ничего опасного, вероятно, просто вспомнились какие-то свои страхи. Я у нее знаками спрашиваю: все о`кей? Это распространенный знак, когда большой и указательный пальцы складываются колечком. Она не отвечает и начинает резко подниматься. А так нельзя ни в коем случае! Это чревато баротравмой: можно стать калекой из-за резкой смены давления. Ее пытаются остановить, а у нее глаза выпучены и взгляд безумный. Я бросаюсь за ней... Поднялись на катер, сделали ей искусственное дыхание. Позже, когда она пришла в себя, оказалось, что она ничего не помнит...

- Думаю, ее можно понять: страшно, темно, акулы плавают...
- Да нет там акул, насмотрелись все голливудских фильмов! Места погружения заранее подбираются и проверяются — это туристические зоны. Да и сами акулы никогда первыми на людей не нападают, они не агрессивны. Я же говорю: под водой все гармонично... Под водой когда плывем, то потираем пальцами, рыб подманиваем. Они слышат этот звук и слетаются на него — знают, сейчас еда будет. Можно покормить, поплавать среди них, даже в руках подержать.

- Есть ли разница в обучении людей разных национальностей?
- Не без гордости скажу, что русские быстрее других учатся плавать с аквалангом. Наши все понимают с полуслова, да и азарта у нас больше, желания окунуться в новое. Русские меньше боятся и любят рисковать, хотя никогда не рискуют просто так, дружат все-таки с головой.

- Занимаясь дайвингом, люди меняются?
- Да, они становятся более порядочными, что ли... Там полагаешься только на себя и на партнера, без этого доверия никак. И вот эту порядочность они выносят потом наверх.
Еще был у меня такой случай: одна русская женщина, уже пенсионного возраста, после нескольких погружений так изменилась внешне! Говорит: "Чувствую себя снова молодой! Болезни давние прошли..." Может, плавание помогло, а может, и самовнушение: под водой все молодые... Конечно, бывают люди, на которых погружение никак не сказывается. Но это, в основном, те, для кого дайвинг — просто мода. Приехал, погрузился — все, ты крутой. Такие не приходят во второй раз.

- А на Урале где-то можно плавать?
- За Первоуральском есть интересный водоем — что-то вроде затопленного карьера. Глубина больше 30 метров. Там на дне сосновый лес остался. И дайверы в Новый год туда погружаются, наряжают игрушками елку и прямо под водой пьют шампанское. Закрывают пальцем шланг, по которому идет кислород, из горла пьют шампанское, пальцем не допуская попадания воды в бутылку, и сразу же вставляется обратно кислородный шланг. Интересно!

"Наша Газета" (Екатеринбург)

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить