Судьба правозащитника: 40 лет без всяких изменений

Под флагом правозащитного сообщества проходит эта неделя в столице. Во вторник «воспаленная совесть нации» (общим числом около 50 человек) митинговала на Триумфальной площади против милиции. А в среду чествовала ветеранов. К 40-летию создания первой правозащитной группы в СССР общество «Мемориал» организовало круглый стол «Сорок лет спустя», одной из тем которого значилась «Что изменилось в правозащитном сообществе за 40 лет?» 

Митинг против «милицейского беспредела», организованный во вторник на Триумфальной площади в Москве, можно было и не заметить – собравшиеся терялись на просторах отведенной под их акцию территории.  Пришлось с трибуны оправдываться, что акция организована спонтанно, ее никто не рекламировал, вот и пришло немного народу (хотя, заметим, рекламировали ее весьма активно). Но ничего, собравшиеся себя успокоили: «На следующий митинг придут тысячи москвичей».

С круглым столом было проще, затеряться в конференц-зале общества «Мемориал» трудно, поэтому правозащитники собрались тесным коллективом единомышленников. Ощутили чувство локтя. Если бы не ностальгические воспоминания о правозащитной юности, в которые сразу ударились Сергей Ковалев, Александр Лавут и другие «шестидесятники», могло бы получиться интересно (хотя, им-то самим наверняка было интересно).

В общем, правозащитников как и 40 лет назад мало, и они непопулярны. К слову, в первой Инициативной группе по защите прав человека в СССР, которую чествовали в среду в «Мемориале», были весьма колоритные персонажи. Не все из них присутствовали на круглом столе в Москве, но вспомнить о некоторых из них не помешает.

Например, активист крымскотатарского национального движения Мустафа Джемилев: очень востребованный человек, ныне председатель Меджлиса крымскотатарского народа, назвавший в 2008 году самопровозглашение независимости Косово «очень светлым событием». «В этой ситуации Украина, я думаю, - говорил он на круглом столе в Киеве, - конечно, должна определиться. Моя точка зрения, как бы нам не оказаться в хвосте - быстро должна определиться и признать независимость Косово».

Или другой член Инициативной группы, ныне покойный Генрих Алтунян из Харькова. Сайт крымских татар именует его «другом крымскотатарского народа» и сообщает, что «Генрих Алтунян… был участником едва ли не всех важнейших мероприятий крымских татар последнего пятнадцатилетия». Был депутатом Верховного совета Украины и главой Украинско-американского бюро по правам человека по Харьковской области.

Еще один правозащитник – украинский ультранационалист из Киева Леонид Плющ, более «оранжевый», чем сам президент Ющенко (Плющ сразу после Майдана критиковал украинского президента за недостаточную решительность).

В общем, компания подобралась в 1969 году что надо. На круглый стол в ее честь собрались мэтры Сергей Ковалев, Александр Лавут, Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Арсений Рогинский, Александр Даниэль и другие члены этой закрытой касты, объявившей почти полвека назад себя правозащитниками. До сих пор они осуществляют эту защиту «прав» - в собственном их понимании.

Однако в современной России их мало и они не популярны. Ничего не изменилось за последние 40 лет в правозащитном сообществе. Новые имена можно пересчитать по пальцам. Как было сообщество закрытой кастой, так и остается. И это, видимо, к лучшему.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить