Первая скрипка

Ленинский Декрет о земле был принят за день. Тогда подобные вопросы решались быстро. Сегодня закон "О недрах" "исправляют" уже третий год. Он перестал устраивать крупных олигархов, которые оказались так могущественны, что способны легко "решать" любые вопросы с федеральными властями, и хотят оформить это соответствующими правовыми нормами. Поэтому вместо существующего принципа "двух ключей" при допуске к недрам упорно проталкивается вариант исключительно "центрового" управления.

Как известно, сегодня один ключ — в руках региона, другой — в Москве. Самым крупным олигархам, чтобы получить допуск к новым скважинам, удобнее договариваться с одним чиновником в столице. Соответственно, они не поскупились на расходы, чтобы законодатели смирились с законопроектом Министерства природных ресурсов, которое настаивает на выдаче "ресурсных" лицензий монопольно федеральным центром. В первые дни работы осенней сессии он, по всей вероятности, будет внесен на рассмотрение Думы. А за время работы над документом не было выдано почти ни одного нового разрешения на освоение шахт и скважин.

"Опыт работы МПР за последнее время показал, что региональный ключ кое-кому очень мешает, — считает первый заместитель председателя Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. — Между тем, всю эту ломку существующего, кстати неплохого, закона мы начали якобы потому, что регионы самостийно раздают недра кому хотят, не спрашивая профильное министерство. На самом же деле все наоборот: МПР самовольно приостановило лицензирование и ни одно новое разрешение не выходит из его стен. Теперь эту свою небескорыстную политику министерство узаконит".

Под предлогом сохранения недр в государственной собственности, чиновники Минприроды стремятся сосредоточить управление подземными ресурсами исключительно в руках федерального центра. Но при таком положении дел администрации, скажем Корякского округа, где по тундре раскиданы несколько небольших поселков, придется год выправлять в столице бумаги на освоение небольшого угольного пласта, чтобы отапливать каких-нибудь двадцать домов.

Регионам остается по большому счету лишь соглашаться с решениями центра. Однако "окраинные власти" требуют, чтобы процесс согласования документов был отдельно прописан в новом законе. "Регионалы должны иметь право отклонить федеральную лицензию. Или отозвать ее, если разработчик нарушает соглашение", — продолжает Виктор Орлов.

Тогда как при нынешнем распределении "сырьевых" доходов местным властям выгоднее вообще не подписывать федеральные лицензии. Фактически эта виза лишает их ресурсов, не давая ничего взамен. По действующему последние три года налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который составляет примерно 300 миллиардов рублей в год, 80 процентов средств уходит в федеральный бюджет. Округу перепадет пятая часть выручки. А муниципалы, теряющие подземные богатства, на бюджете которых мертвым грузом повисает инфраструктура приисков и вся "социалка" с больницами, школами, детсадами, не получают ничего.

Кроме того, компании практически не отвечают за варварское распоряжение природой. Ежегодно от разливов нефти экология Ханты-Мансийского края получает ущерб на 1 миллиард долларов. Штрафов же набегает едва ли на 60 миллионов рублей. Единственный выход здесь — законодательно заставить бизнесменов компенсировать потери. Компенсировать именно регионам.

Столь же жесткие меры необходимы и в отношении тех компаний, которые скупают лицензии и спекулируют ими, не осваивая месторождений. Так, в упомянутом "нефтяном" округе не пробурены 18 тысяч скважин, каждая из которых "стоит" от 800 тысяч до 1 миллиона долларов. Получается, что из-за отсутствия инвестиций убытки достигают почти 18 миллиардов долларов и, соответственно, большие деньги теряет региональный бюджет. В будущем депутаты хотят заранее "снимать" с бизнеса залог, который останется в федеральной казне, если компания не выполнит своих обязательств.

Впрочем, свободных месторождений, привлекательных для крупного бизнеса, практически не осталось. Так что новый вариант закона готовится, чтобы призвать к ответственности и нефтяных баронов, и государство. И есть за что.

"Правительство каждый год снижает финансирование на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Если так пойдет дальше, через несколько лет мы начнем импортировать углеводороды!" - уверен Виктор Орлов.

"Нынешний год еще не так плох. В воспроизводстве ресурсов мы вышли где-то на две трети от добываемого объема ископаемых. Однако эта цифра — лишь половина от прошлогоднего прироста, — комментирует ситуацию на местах заместитель губернатора Ханты-Мансийского округа Владимир Карасев. — В 2003 году будет разведано запасов едва ли на треть того, что сейчас добывается!"

Даже в программе экономического развития России, рассчитанной до 2005 года, предполагается рост по всем отраслям хозяйства, кроме сырьевой базы. В графе о приросте разведанных запасов стоят цифры: 75-80 процентов по отношению к 2001 году. Учитывая же все завышения, которыми обычно грешат такие программы, на самом деле в экономической программе закладывается лишь 50 процентное пополнение ресурсов!

Поэтому в "новом" законе напомнят, что именно государство несет ответственность за воспроизводство ресурсов. Вероятно, в довесок к новой редакции документа будет принята Федеральная программа на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Остается открытым один вопрос: из каких источников ее финансировать.

"Пока не будет введена природная рента, мало смысла говорить о развитии недропользования, — считает председатель Комитета ГД по природным ресурсам и недропользованию Александр Беляков. — Поскольку нынешняя налоговая система подталкивает компании снимать сливки с месторождения, добывать "легкие" ресурсы. При этом более половины полезных ископаемых остаются в труднодоступных пластах. "Выкачивать" их потом — в несколько раз дороже. Рента же, не сводясь к совокупности налогов, должна стимулировать максимальную разработку месторождения". Возможно, предполагает депутат, стоит даже ввести понятие "отрицательной ренты", когда государство будет доплачивать некоторым компаниям за добычу "трудных" ископаемых. На такие залежи не льстятся концерны, перегоняющие сырье за рубеж. В основном здесь работают средние и мелкие компании, обеспечивающие сырьем внутренние потребности страны.

О ренте не говорит сегодня только ленивый. Депутаты и ученые предлагают множество вариантов вычета "народных денег" - изъятия сверхприбылей у сырьевых перегонщиков, что может составить до 80 процентов от их "заработков". Рентный платеж можно закладывать в стоимость лицензии на месторождение или брать как один из вариантов экспортного налога на сырье. Понятно, что подобные идеи нашим нефтяным олигархам совсем не по сердцу. Поэтому, чтобы федеральная власть дала отмашку на извлечение "народного налога", — нужна политическая воля.

На недавней пресс-конференции президент заявил, что ему стыдно за бедность и незащищенность россиян. Может быть, у главы государства достанет, наконец, воли подтвердить эти слова делом.

Анна Фирсова

Источник:
"Независимое обозрение"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе