Земля - небо: как полярный летчик стал калининградским фермером

Бывший летчик-полярник, а ныне председатель областного союза фермеров Александр Попров держит большое хозяйство рядом с поселком Талпаки
Он приехал в область из Красноярска. В 30 лет вышел на пенсию, имея 35 лет стажа по летным часам. Летал бы и дальше, ему это дело очень нравилось, но с приходом перестройки на Севере все рухнуло. По случаю купил хутор в красивом местечке в Гвардейском районе, в пойме Преголи. Отстроил дом, семь лет назад взял на воспитание четверых ребят из детдома. Но это тема особая, деликатная, и обсуждать ее Попров отказался.

Агроном-самоучка
Начинал с нуля, обходился без транспорта. Взял на откорм 10 бычков, когда сдал — купил мотоцикл. Попрову выделили землю. Он засел за книжки по агрономии. Посадил 15 га картошки, урожай получился хороший. Приехал друг-летчик, стали работать вместе. Взяли кредит в банке, купили технику. В 1997 году крестьяне из трех поселков — Талпаки, Куйбышевское и Ореховка выбрали Александра председателем акционерного общества, образованного взамен колхоза, от которого остались только трактор и 60 га посевных.

- Я сказал людям: "Кто хочет, пусть идет ко мне, сдает землю в аренду, а кто не хочет — пусть "выплывает" сам", — вспоминает Попров. — Пришло около 85% колхозников. Сейчас у нас больше 1 000 гектаров посевных площадей — пшеница, бобы, ячмень, кукуруза, люцерна на силос. Хотим увеличить посевные площади на 1500 гектаров. В хозяйстве у нас работает около 40 человек. Средняя зарплата — 2 000 рублей, плюс премия. В сезон тракторист зарабатывает до 10 тысяч.

Ко всем своим заботам Александр добровольно прибавил еще одну — поступил в Полесский институт, на факультет экономики и управления.

Свиноводство по-шведски
Хозяин повез нас на своей "Ниве" на свиноферму:
- Четыре года назад решили разводить свиней. Купили 30 голов, в этом году планируем довести поголовье до тысячи. Помогает союз фермеров Швеции. Регулярно встречаемся со шведами, наши фермеры ездят к ним на стажировку.

Главная проблема для всех крестьян — сбыт продукции. В области засилье импортного мяса. Попров уверен: калининградские фермеры способны накормить область качественным мясом, современные технологии это позволяют. Но невыгодно нашему частнику держать хрюшек.

- Мы проблемы со сбытом в своем хозяйстве решили, — рассказывает Александр. — Мясо продаем в области, хотя выгоднее отвезти его в Питер или Москву, там уровень закупочных цен выше калининградских. Мы могли бы увеличить объем производства в 2-3 раза. Но наше место на рынке занято бельгийской, французской, немецкой свининой, которое проходит шоковую заморозку, сохраняющую натуральный цвет мяса, чего мы пока себе не можем позволить.

У дверей фермы нас встретила Надежда Манохина, зоотехник. На ее попечении — около 500 хрюшек.

- В животноводстве я отработала более 30 лет, — рассказывает Надежда. — Недавно ездила на учебу в Швецию, там многое сделано для облегчения труда животноводов, ведь поголовье свиней зачастую переваливает за несколько тысяч. На шведской ферме чистота, полы моют специальным раствором. Работает закон о защите прав животных: если животное забили неправильно, фермера могут привлечь к уголовной ответственности.

Сохатый возле дома
Дальше наш путь лежал на хутор Александра. Проезжая через поселок, у дороги увидели огромный валун с надписью по-немецки: "Героям Родины".
- Таких по области очень много было, они поставлены в память погибшим в Первую мировую войну, — объяснил Попров. — Когда я только начинал фермерствовать, приехал немец, он неподалеку жил до войны. С тех пор приезжает 12 лет подряд. Он-то и рассказал про этот памятник. Мы взяли шефство над камнем, подкрасили, убрали территорию.

За разговорами не заметили, как подъехали к утопающей в зелени добротной усадьбе:

- За домом и огородом ухаживают жена и теща. Вот здесь будут фазаны жить, — продолжает экскурсию по своим владениям Александр. — В бассейне у дома — маленькие черные осетры. Из большого сарая выстроил охотничий домик, здесь проводим семинары, приезжают охотники со всей области. Был у нас в гостях певец Александр Малинин. Я подписал с обладминистрацией договор на 13,7 тысячи гектаров охотугодий, слежу за ними, ну и охочусь, конечно.

На стенах в домике — оленьи рога, шкуры лис, чучела огромных щук, добытых хозяином и его гостями. Фотографии из прошлой жизни — полярная станция, экипаж вертолета Ми-8 на дрейфующей льдине. За домом на лугу устроен приют для зверят, по научному называемый "пункт карантинной передержки осиротевших животных". Из-за кустов выплывает лесной красавец лось, рядом трусит симпатичный пятнистый олененок.

- Двухнедельного лосенка, увязшего в болоте в Полесском районе, нашли охотинспекторы. Мы его выходили, — рассказывает Попров. — За год вымахал под два метра, стал ручным. В лес его выпускать опасно — станет легкой добычей браконьеров. Олененок — с Куршской косы. Там места оленям не хватает. А здесь ему вольготно, сдружился с лосенком, так вместе везде и ходят.

Где-то в кустах похрюкивают кабаны — четыре штуки. Они здесь временно. Позже их отправят на Куршскую косу для разведения.

Юлия Гаврилова,
"СТРАНА КАЛИНИНГРАД"

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить