Незванные гости

Во сколько Норильску обходятся незваные "гости"
В 1998 году по телевидению прошло объявление, что в школу требуется учитель начальных классов со знанием азербайджанского языка. Учителя измучились с детьми, которые по-русски умели только кивать. А за дополнительные занятия с такими учениками никто не платил.

СПРАВКА:
За пять месяцев этого года в Норильске родилось 1109 детей. Из них 203 иностранца, среди которых граждан:
Азербайджана — 90
Украины — 89
Беларуси — 7
Кыргызстана — 4
Казахстана — 5
Молдовы — 4
Грузии — 1
Армении — 2
Вьетнама — 1
Один день пребывания в родильном доме стоит 948,3 рубля.
День пребывания в детской больнице — 924,7 рубля.

Норильск еще в советские времена был городом многонациональным. Таким и остался. Но почему-то никто не требовал учителей со знанием украинского, татарского или еще какого языка. Никогда не ставился вопрос об открытии языковых детских садов.
Но когда азербайджанская диаспора стала динамично разрастаться, то эти вопросы приобрели актуальность.
Тогда же впервые стали говорить и о затратах, которые приходится нести здравоохранению. И если с обучением кое-как разобрались, то вопросы медицины переросли в экономическую проблему для Норильска.
Сегодня мы говорим о бюджете, о нехватке средств на некоторые программы, о дефиците... Не грех подумать и о незапланированных тратах из бюджета на иностранцев.
Приезжие — в основном выходцы из провинций своих республик. Из сел и деревень. Где сегодня нет заработка, и нищета гонит людей к местам выживания. В Норильске они занимаются в основном торговлей, извозом на такси и ремонтами. Они не имеют постоянной регистрации, гражданства и социальных льгот, которые гарантированы гражданам России. Они не имеют "полярок". Но, тем не менее, с каждым годом иностранцев становится больше.
Из всех национальностей, которые проживают в Норильске, азербайджанцы наиболее заметны, потому что прибывают сюда семьями. Эти семьи активно разрастаются здесь. Они компактно селятся в определенных районах Норильска, в связи с чем Молодежный проезд молва давно переименовала в "Бакинский".
Что интересно — они приезжают сюда на заработки, но очень многие сразу же покупают в Норильске квартиры, открывают свой бизнес. Секрет такого моментального успеха кроется в существущей схеме переселения азербайджанцев в благополучные российские города.
Выглядит это так: как и в любой диаспоре, в азербайджанской есть старший — зажиточный человек, авторитет которого непререкаем. Вновь приезжающие поначалу обращаются к нему. Он может ссудить деньги на открытие своего дела — рынка или магазинчика, — с которого начнет процветать семья. Или на покупку подержанной машины, чтобы устроиться водителем.
Вставшая на ноги семья делает взносы в общую кассу. На эти деньги сюда приезжают другие. Таким образом, в Норильск постепенно переселяются целые деревни. Сначала, как правило, приезжает отец семейства. Устроившись, он привозит сюда жену и детей. Потом начинает помогать переселяться родственникам.
В силу религиозных и национальных особенностей семьи азербайджанцев многодетны. Но рожать они предпочитают здесь, а не у себя на родине. Наверное, тому есть причины — человек ищет, где лучше... Но с другой стороны, получается, что в россии, вольно или невольно, созданы им благоприятные условия.
Львиная доля городских расходов на иностранцев приходится на здравоохранение. Например, роддом. Туда поступают беременные иностранки, практически не владеющие языком. Как отмечают наши врачи, почти все они имеют патологии и анемию. Медицинских страховых полисов ни у кого нет. Но помощь оказывается.
Моя знакомая жаловалась, что для отъезда на Украину ей нужно предоставить справки из туберкулезного и психоневрологического диспансера. Не стоит ли на учете? Украина заботится о здоровье своей нации.
В Норильске года четыре назад вдруг стало расти число больных туберкулезом. Оказалось, привезли "гости". Недавняя жуткая история с иголками: в реанимацию был доставлен двухмесячный ребенок, которому мать в голову воткнула пять иголок. Мама по-русски не говорит, а папа еле объяснил, что у нее в роду — шизофрения. Диагноз выявился лишь после столь ужасного эпизода — мы же на въезде в город не требуем справок от психиатров. А прооперировали малыша наши врачи, они же его будут выхаживать и бороться за его жизнь.
В стационаре они получают лекарства, пищу, белье и врачебную помощь. Ни за что не платят. Хотя эти услуги предусмотрены бюджетом города для своих граждан. За каждого из нас платит или предприятие, на котором мы работаем, или краевая программа здравоохранения. Это деньги российских налогоплательщиков.
Конечно, с иностранцами беседуют и пытаются убедить, чтобы они заплатили. А толку? Ответ стандартен — "плохо говорить по-русски, муж денег не давать". Потом их сарафанное радио разносит, что можно не платить.
Дети рождаются слабые, многие — преждевременно, роды сложные и врачи хватаются за голову. Большинство иностранок не встают на учет. И рождение детей проходит в экстремальном режиме. Но ведь рожают не по одному и не по два. Некоторых в роддоме уже знают по фамилиям.
Нездоровых детей наша медицина тоже не может бросить. Их отправляют в детскую больницу. Пребывание в стационаре — палата, врачебная помощь, лекарства. Оплачивают единицы. Но зато в часы посещений к детской больнице постоянно подъезжают машины, оттуда выходят гуськом от трех до пяти детей — навещать маму с еще одним новорожденным.
После выписки из больницы история с медицинским обслуживанием продолжается в детской поликлинике. Прививки — бесплатно. Ну и так далее.
Абсолютно уверена, что такие расходы в здравоохранении не предусмотрены бюджетом. Иностранцы — это неучтенные пациенты. Их число постоянно растет за счет повышения их рождаемости, а налоги платят граждане России.
Другой аспект — социальная сфера и ее расходы. Если отец-иностранец получил российское гражданство, то его многочисленные дети будут иметь социальное пособие. Даже если мать вообще не имеет никакого гражданства.

Кстати, повышение рождаемости в Норильске происходит за счет иностранцев. Детей они регистрируют здесь. И регистрация тоже вызывает массу трудностей. Иностранцы не считают обязательным переводить паспорта на русский язык — для этого нужно платить за перевод и услуги нотариуса.
Встречать новорожденных из роддома зачастую приходит один отец. Ни одежды для ребенка, ни одежды для матери.
- Как же вы поведете малыша и маму домой?
- А что, у вас нет для них никакой одежды?
Особенно четко это вспоминается, когда в отпуске тебе приходится вызывать "скорую" для ребенка и платить за вызов 1900 рублей. Причем в России. Где ты не иностранец. Просто приехал из другого, такого же российского, города.
Вновь возникает вопрос о закрытии города. Но сегодня закрытие невозможно — придется Конституцию переписывать.
Наверное, оказание медицинских услуг должно стать статьей дохода в бюджете здравоохранения. Пусть платят. Пусть проживание в Норильске перестанет быть привлекательным для иностранцев в силу дармовщины.
Но как же снять эти расходы со здравоохранения и социальной сферы? Не поверю, что среди депутатов или администрации не найдется специалиста, который сможет предложить какую-либо схему.

Ирина Недилько, "Заполярная правда"

 

 

 

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру