Мода на Азию и шизофрению

29 июня завершился XXV Московский международный кинофестиваль

Юбилейный Московский международный кинофестиваль в этом году прошел под звездой азиатского кино, почти все призы успешно миновали кинокартины из Европы. Возможно, это справедливо, поскольку и в Каннах, и в Берлине, например, “пальмовые ветви” и “медведи” достаются все чаще европейцам и американцам. А может быть, жюри, возглавляемое Сергеем Бодровым, своим выбором указало на общую слабость конкурсной программы и на то, что давать “Георгиев”, в общем-то, было больше некому. И другая версия – восточное кино нынче в моде.

Другой особенностью фильмов-победителей стала тема нездоровой психики: все эти картины рассказывают о героях с больным воображением и навязчивыми идеями. И “Божественный огонь” Мигеля Эрмоса, получивший золотого “Георгия”, где герой вообразил себя Лоркой, и “Спасти зеленую планету” Чан Чжун Хвана, которому достался серебряный “Георгий” за режиссерскую работу, где герой спасает мир от инопланетян, и “Сова” Канэто Синдо, главную героиню в котором сыграла Синобу Оотакэ, заслужившая приз за лучшую женскую роль, и где расследуется серия мрачных убийств, заставляют зрителя соприкоснуться с шаткими границами сознания. Выбор жюри показал, что социально-психологические и политические темы всех утомили. Европейские кинокартины “Эйла”, “YU”, “Неделя в Пеште и Буде”, “Легче верблюду”, “Лунный свет”, в которых остро поставлены вопросы о человеке в мире и об отношении мира к человеку, о прошлом и настоящем оказались просто незамеченными, что довольно странно.

Взрослые наигрались в войну, поэтому кинокритики, даже если их и тронула история голландской девочки из богатой семьи, помогавшей афганскому подростку спрятать наркотики и погибшей, спасая жизнь другому мальчику-наркоторговцу, не отметили “Лунный свет”. Профессиональные зрители устали от секретных материалов КГБ, поэтому не заметили “Неделю в Пеште и Буде”, им показался слишком незначительным для конкурса конфликт женщины с самой собой и с буржуазным обществом, из которого она произошла и с которым не хочет мириться, – поэтому мимо награды пролетел фильм “Легче верблюду”. Простой показалась жюри и преобразившаяся в фильме “Будущее прошлое” итальянская современная версия “Вишневого сада”: разве может являться проблемой международного масштаба потеря любимого дома, вместе с которым в прошлое уходит дружба друзей и любовь?

Но вернемся к победителям, среди которых Фарамаз Гарибян, удостоенный внимания российских кинематографистов за роль в картине “Танцуя в пыли” Асгара Фархади (и вновь восток – Иран). Специальный приз жюри отдало дебютантам Алексею Попогребскому и Борису Хлебникову за работу “Коктебель”, а приз жюри ФИПРЕССИ достался “Скагерраку” Серена Крагх-Якобсена, удачно совместившего авторское кино (этот режиссер – один из затейщиков датской “Догмы”) с кино популярным, массовым. Зрители свои симпатии также отдали “Божественному огню”.

За достижение вершин актерского мастерства, за верность традициям школы Станиславского организаторы присудили специальный приз “Верю” неотразимой Фанни Ардан. Фильм с ее участием – “Каллас навсегда” Франко Дзеффирелли – демонстрировался на торжественной церемонии закрытия XXV Московского международного кинофестиваля.

Роман Соколов,
Наталья Микора

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить