Настоящий мужик!

Этого человека нельзя назвать новатором, его решения консервативны и просты. Его мода — это мода на самостоятельную экономическую программу. Это человек, с чьим мнением вынуждены считаться не только внутри заводских стен, а он возглавляет один из серьезнейших предприятий ВПК федерального значения, но на региональном уровне. Язык, на котором он говорит — это язык закона, несмотря на то, что против него используют далеко не законные методы и аргументы. Это человек, про которого обычно говорят — настоящий мужик! Мужик, который отвечает за принятые им решения. Который готов не только ответить за свои слова, но и не побояться отстоять свою точку зрения в самых неблагоприятных обстоятельствах, вступить в открытое противодействие с противником или оппонентом! И это не самое парадоксальное. Весь парадокс в том, что этот настоящий мужик — ЖЕНЩИНА, тридцати пяти лет, мать двоих детей, старшему 12 лет, младшей — полтора года.
Многие до сих пор воспринимают женщин-руководителей как слабых, склонных к интригам и коварных существ. Тем не менее, в Омске во многом благодаря именно Татьяне Ушаковой, ее прямоте и последовательности успешно развивается одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса — радиозавод им. Попова, председателем Совета директоров которого она является. А год назад трудовой коллектив избрал ее и лидером профсоюзного комитета предприятия. Вот такой получился парадокс — свидетельство огромного доверия людей.
Остается только удивляться, как женщине, которая по идее должна ничего не понимать в технике (у нее, кстати, образование не техническое, а естественное), удалось вывести сложнейшие производство из глубокого кризиса и поднять его на новый уровень?

Каков поп — таков и приход
Сейчас, когда государственного заказа не хватает, большинство предприятий идёт по пути наименьшего сопротивления: загружают производственные площади непрофильной продукцией, сдают в аренду и т.д. Может быть, идея и здравая, но воплощение ее в России обычно совершенно неадекватное. Согласен, площади под непрофильные проекты задействовать можно, но это не должно быть в ущерб основному оборонному заказу. Кроме того, на радиозаводе работают уникальные специалисты, которых в стране — по пальцам перечесть. И когда половина из этих специалистов вынуждена была десять лет стоять на базарах, а половина вообще непонятно чем заниматься, то это никуда не годится. В свое время, когда буквально навязывалась политика "точек роста", это было в 1999 году, сложилась ситуация, когда некоторые цеха даже взбунтовались. Был спущен приказ из области "в каждом цехе чтоб завтра было открыто ООО". Что такое ООО? Это свой бухгалтер, своя отчетность. В итоге основное производство встало... я уж не говорю о квалификации, которая теряется. Собственно, речь даже не об этом, а о том, что руководитель подразделения, вынужден перепрофилироваться и начинать производить кормушки. А когда он в это уходит с головой, то общим результатом он уже не интересуется. В итоге, завода, как такового, не остается.
Получается, что на территории предприятия существует масса маленьких частных фирм, каждая из которых занимается только своими проблемами. А при плохой организации это приводит к воровству, к разграблению основных фондов, к тому, что первую половину дня люди ходят и думают что украсть, а вторую половину дня — как вынести. И закономерный результат — производство разваливается, рабочие, месяцами не получающие зарплату, падают в голодные обмороки прямо в цехах, на заводе нет тепла, электричества. И, извините, не только в цехах, но и в помещении администрации стало сильно пахнуть туалетом. На предприятии, которое еще десять лет назад составляло конкуренцию мощнейшим западным корпорациям в своей области, наступила разруха...

Из грязи — в князи
Предприятие к 2002 году пришло в полный упадок. Тогда новым генеральным директором был выбран Иван Поляков, а председателем совета директоров стала Татьяна Ушакова. Надо признаться, что в тех условиях, в которых эти люди приняли ответственность за производство, слова, что можно всё наладить звучали просто фантастически. Когда Иван Викторович Поляков первый раз после своего избрания встречался с трудовым коллективом, было ощущение, что живым оттуда он просто не выйдет. Просто физически живым. Люди сидели голодные, нищие и злые, забыв, как выглядят деньги. Ожидали, что придёт новый начальник и, как и предыдущие, всё разворует ... Сейчас кажется нереальным, что новое руководство смогло переломить ситуацию и убедить людей поверить в то, что они настроены действительно серьезно и хотят превратить завод в современное рентабельное производство.
В чем же секрет успеха? Ларчик открывается просто — грамотное управление финансами, да и когда не крадешь заводских денег, их остается гораздо больше. Да и отношение людей к своей работе изменилось. Люди начали работать, работать нормально — как это было раньше. Даже отдельные одиозные личности, которые раньше в 16:20 бежали за проходную, сбивая рабочих, сегодня сидят до 10-11 вечера и зачастую их и выгнать домой тяжело. Люди поверили, что возможно что-то изменить. А для того, чтобы они поверили, новому руководству нужно было доказать свою профессиональную состоятельность. И первое, что было сделано, так это наведён порядок. Заставили каждого свое рабочее место привести в порядок. Был сделан ремонт помещений, проведены субботники, на которых рабочие просто мыли территорию. И сейчас когда идёшь по территории завода невозможно представить, что ещё совсем недавно предприятие напоминало большую свалку: всё теперь зелено, подстрижено, бордюрчики подкрашены, птички поют на территории. На заводе люди улыбаются и атмосфера совершенно иная.
Впрочем, одними зелёными насаждениями сыт человек не будет. Для того, чтобы производство существовало — нужны заказы, а именно на их отсутствие и жалуется сегодня большинство руководителей "оборонки". Такое положение вещей царит на многих заводах, но... только не на радиозаводе им. Попова. Как утверждают специалисты, это уникальное предприятие и потребность в производимой им технике в 40-50 раз больше существующих на сегодняшний день возможностей самого завода, и в 100 раз больше возможностей заказывающих управлений. К тому же, вся связь страны и СНГ построена на основе приборов, выпускаемых омичами. И только омичи могут предложить новую технику, способную работать со старым парком. Трудно объяснить, почему раньше эти заказы обходили завод стороной, но с приходом нового руководства эта проблема исчезла. Вот просто пример: вызывает гендиректор руководителя службы продаж и даёт поручение принести заказов на 150 миллионов. Тот в ужасе: да такого не бывает, у нас больше чем на 10 миллионов сроду не было заказов. Но Поляков неумолим: иди и принеси! Если не принесешь 150 — дам задание принести 250 миллионов. И что вы думаете? Через два дня тот приходит и приносит заказов на 150 миллионов. Нет ничего невозможного, главное, чтобы человек захотел работать и понял, что он умеет приносить пользу..

Мы в ответе за тех, кто нам поверил!
Самое интересное на этом удивительном предприятии — так это то, что в трудовом коллективе нет противоречий. Обычно ведь как бывает: директор на предприятии — это нечто, сидящее в своем кабинете и оторванное от всего остального. Сейчас любой человек на производстве скажет: МЫ ВСЕ ЗАНИМАЕМСЯ ОБЩИМ ДЕЛОМ. Люди поверили, что это руководство не будет красть, обманывать, что оно действительно заботится. И их ожидания оправдываются.

С августа 2002 года стабильно выплачивается зарплата. Недавно она выросла на 40 процентов и это ещё не предел. Очень показательно (особенно для Омской области, где на предприятиях оборонки установлены просто космические разрывы между зарплатами высшего руководства предприятий ВПК и зарплатами сотрудников), ещё и то, что на радиозаводе нет такой фантастической разницы между зарплатами руководства и простых рабочих. Директор здесь получает в зависимости от средней заработной платы на заводе, стало быть, чем выше заработная плата у рабочих, тем больше зарплата директора. То есть руководитель в понимании и Ивана Полякова, и Татьяны Ушаковой — это не тот, кто сидит в мягком кресле и раскладывает пасьянсы в ожидании мифических денег, а тот, кто в первую очередь стремится создать благоприятные условия для работающих у него людей, и именно от этого будет зависеть общий успех производства.
Завод заключил договор с железнодорожной больницей, чтобы рабочие могли получать стационарную помощь, на заводе была открыта амбулаторию, введён штат медсестер, фельдшера. Завод сохранил лечебный профилакторий, где, при нынешних ценах, работники, без сильного ущерба для семейного бюджета, могут отдохнуть и подлечиться.
И в разговоре, говоря о тех переменах, которые произошли, простые люди на заводе определяют их одной фразой: "Мы почувствовали себя людьми". Все, больше ничего не надо. Ни программ, ни концепций, ни пламенных речей... просто уважительное и внимательное отношение.

Руководство отвечает за этих людей. И это не просто слова. Сегодня, когда власти, которые должны по идее поддерживать подобные инициативы, но вместо этого не дают нормально работать, вставляют палки в колёса, заваливая руководство судебными исками, остаётся только поразиться мужественности Татьяны Викторовны, которая не бежит от трудностей, а бьётся даже не за себя, прекрасно понимая, что легко найдёт себе другое занятие, а за тех людей, которые останутся на производстве, тех, кому они подарили надежду и уверенность в завтрашнем дне.

Игорь Придорогин,
Омск-Москва

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить