Словения захлопнула перед Хорватией двери в ЕС

Европейский союз решил пока не принимать Хорватию в свои ряды. Причина – ее территориальный спор со Словенией. Кроме того, хорваты до сих пор не решили проблемы с другими соседями. Вопросы вызывает и героизация нацизма, и недостаточное сотрудничество властей с Гаагским трибуналом. В то же время Хорватия много веков была и остается частью западного мира, потому у Загреба всё-таки есть перспективы вступить в ЕС.

Сегодня должен был пройти очередной раунд переговоров по приёму в ЕС Хорватии, однако накануне стало известно, что диалог отложен. Причина – ее территориальный спор с входящей в организацию Словенией. А согласно правилам, членом Евросоюза не может стать страна, имеющая такие споры.

Проблемы начались в 1991 г. Тогда обе страны провозгласили независимость от Югославии и поначалу были союзниками в борьбе с Сербией и её президентом Слободаном Милошевичем. Но как только закончилась война, вопрос о территориальном споре вышел на первый план.

В 1998 году вроде бы договорились о сухопутной границе. Но как только в 2004 г. Словения первой из бывших югославских республик была принята в ЕС, проблема вновь дала о себе знать. Хорваты настаивают, что река Драгоня является естественным рубежом между двумя странами. Но словенцы полагают, что им принадлежит и часть земель на «хорватском» берегу.

Ещё сложнее с морской границей. Хорватия имеет протяжённый выход к Адриатическому морю, а длина побережья Словении – всего 40 километров. Потому словенцы бьются на каждый метр и отказываются подписывать договор о морской границе. Используя своё членство в ЕС, они пытаются разрешить спор в свою пользу, но пока хорваты не уступают.

Они имеют влиятельных лоббистов в лице Германии и Австрии. Они много веков верно служили австрийским Габсбургам и воевали на стороне Гитлера в годы Второй мировой войны. На ее стороне и большинство других членов Евросоюза, их довод: эта страна исторически принадлежит к западному (католическо-протестантскому) миру. Кстати, Хорватия – единственная из республик бывшей Югославии (кроме Словении), у которой с ЕС нет визового режима.

Вчера в спор вмешалась Еврокомиссия. Комиссар ЕС по расширению Олли Рен предложил обеим странам компромиссный план. Уговаривать братские государства, чтобы оставили раздоры в прошлом, будет «трио ЕС». В него войдут главы МИД председательствующей в ЕС Чехии, готовящейся к председательству Швеции и возглавлявшей Евросоюз во второй половине 2008 г. Франции. Правда, детали плана пока не раскрываются.

У Хорватии есть нерешённые проблемы и с другими соседями. Так, с Черногорией она не может поделить остров Превлака. Камнем преткновения с Сербией остаётся граница в Восточной Славонии, где в 1991-1995 гг. шла война. Не всё просто с Боснией и Герцеговиной – там проживает и хорватское население. Мало того – боснийские хорваты имеют хорватские паспорта, и из Загреба то и дело раздаются голоса о присоединении части западной Боснии, где проживает больше всего соотечественников, к Хорватии. С Италией хорваты не могут поделить несколько маленьких островов в Адриатическом море.

До недавнего времени страна не могла надеяться на членство в ЕС и ещё по одной причине. В Брюсселе были недовольны тем, как хорватское руководство выдаёт военных преступников Гаагскому трибуналу. То есть затягивая оговоренные сроки. Но в декабре 2005 года в Испании был арестован генерал Анте Готовина, которого считают организатором массовых убийств сербов в 1995 г. И хотя его выдали не хорватские власти, претензии к Загребу по этой части ЕС снял.

Следующая проблема – героизация нацистских преступников. Во многих хорватских городах стоят памятники местным националистам-усташам, в 1941-1945 гг. истребившим около миллиона человек – в основном сербов и евреев. Однако в отличие от Латвии и Эстонии эти скульптуры были установлены по инициативе снизу.

Что касается экономики, то Хорватия, конечно, беднее Словении и Чехии. Но она мало чем уступает Польше, Венгрии и Прибалтике: ВВП на душу населения в Хорватии составляет 11600 долларов в год, а, например, в Польше – 11900. Около миллиона хорватов работают в Западной Европе, в основном – в Германии, Австрии и Швеции. Поляков за границей трудится не меньше четырёх миллионов. Так что большое число гастарбайтеров - вряд ли проблема для членства в ЕС. Польшу с ещё большим числом уехавших на заработки за границу туда приняли.

То, что Еврокомиссия взялась посредничать между Хорватией и Словенией, говорит о её заинтересованности в приёме Загреба в ЕС. Видимо, в будущем хорваты все-таки пополнят ряды Евросоюза.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить